Научно - педагогическое наследие семьи Яковлевых |
02.11.2019 22:20 |
В настоящее время на базе НИЛ им. И.Н. Ульянова – И.Я. Яковлева под научным руководством Т.Н. Ивановой ведется работа над исследованием творческого и научно - педагогического наследия семьи Яковлевых. Представляем Вашему вниманию тексты статей, написанные по итогам проведенных исследований (*Статьи опубликованы в сборнике трудов Всерос. науч. конф. «Проблемы просвещения, истории и культуры сквозь призму этнического многообразия России» (к 170-летию чувашского просветителя И.Я. Яковлева). – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – 472 с.) ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ И.Я. ЯКОВЛЕВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ ЧУВАШЕЙ Пушина Анастасия Павловна магистрант Иванова Татьяна Николаевна д-р ист. наук , профессор ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» Чувашская Республика - Чувашия Аннотация: В статье анализируются процесс формирования просветительских идей И.Я. Яковлева в связи с его взглядами на христианизацию и распространение православной культуры среди чувашей. Отмечается влияние на него в этом процессе Н.И. Ильминского, П.Д. Шестакова, И.Н. Ульянова и др. Конкретное воплощение идеи И.Я. Яковлева получили в подготовке священнослужителей из числа чувашских учеников Симбирской чувашской школы. Ключевые слова: Симбирская чувашская школа, Иван Яковлевич Яковлев, миссионерско-просветительская деятельность, система Золотницкого – Ильминского.
И.Я. Яковлев – известный просветитель, создатель чувашского алфавита, основоположник Симбирской чувашской школы [3, с. 22]. В основу деятельности школы первоначально он вкладывал смысл лишь получения русского образования чувашскими мальчиками, однако знакомство с Н.И. Ильминским и И.Н. Ульяновым изменило его взгляды в сторону расширения просветительских задач этого учебного заведения. Основная цель была сформулирована так: Симбирская чувашская учительская школа имеет целью приготовления учителей для начальных чувашских училищ для распространения религиозно-нравственного, православно-русского просвещения среди чувашского населения [3, c. 23]. Понимание необходимости просвещения инородческих жителей Российской империи на основе развития их родного языка привело к тому, что на территории страныстали возникать «учебно-просветительские пункты», т.е. школы и народные училища. Вследствие этого процесса возросла необходимость в подготовке грамотныхмиссионеров, которые могли бы привлекать население к просвещению. Для этого также требовалось издать книги на родных языках. Деятельность в данном направлении велась и ранее. Так, в 1840 г. священник И.В. Золотницкий открыл в селе Чурашево школу, которая по успеваемости учениковсчиталась лучшей [1, л. 36]. Однако отметим, что это был единичный случай. Учебные заведения для инородцев (школы системы Министерства народного просвещенияи школы Братства св. Гурия) стали открываться лишь в пореформенный период, когда данная деятельность приобрела широкий и целенаправленный характер [8, c. 2]. Первым подобным заведением стало образцовое 2-классное училище для чувашей Министерства народного просвещения, открытое в Чебоксарском уезде в селеМичурино в 1867 году. Однако православие среди чувашского населения распространялось крайне медленно. Это объяснялось, в том числе, небольшим количествомпереведенных книг, а также не знанием педагогами чувашского языка [5, c. 36]. В конце 70-х гг. XIX в. растут успехи в распространении христианства стало просвещение среди чувашей. В начальных школах появляются хорошо подготовленныевыпускники Центральной Симбирской школы и Казанской учительской семинарии. Они назначались в чувашских приходах священниками, что повышало ростграмотности населения [6, c. 135]. Большую полемику вызвала система обучения и воспитания инородцев Н.И. Ильминского, которая велась на родном языке. Миссионерско-просветительскаядеятельность в Чувашском крае активизировалась благодаря работам И.В. Золотницкого, И.Я. Яковлева, священника Д.Ф. Филимонова, В.В. Васильева, С.М. Тимрясова[7, c. 6]. Отметим, что до встречи с Н.И. Ильминским И.Я. Яковлев не разделял его идеи и поддерживал в этом вопросе А.И. Баратынского, который не признавал идеипросвещения инородцев на родном языке, а Ильминского называл «шарлатаном». Однако под впечатлением от крещенотатарской школы Ильминского, гдепреподавание велось на родном языке взгляды Яковлева изменились. «В описываемое время А. И. Баратынский и я смотрели на систему инородческого просвещения,как и большинство людей, глубоко не вникающих в сущность просветительского дела в нашем крае» [10, c. 173]. Важную роль в формировании мировоззрения И.Я. Яковлева сыграл и попечитель Казанского учебного округа, председатель Совета братства святителяГурия П.Д. Шестаков. Он посетил Симбирскую чувашскую школу и оказал содействие И.Я. Яковлеву в выделении стипендии. Иван Яковлевич представил проект своейпросветительской деятельности, в котором подчеркивал, в том числе, лояльность по отношению к политике христианского просвещения, в котором былизаинтересованы власти [4, с. 246]. Религию Яковлев рассматривал как связь всего человеческого общества, в частности связь чувашского народа с великим русским [9, c. 61]. По его мнению, процесспросвещения и приобщения чувашей к христианству был необходим, т.к. существовал массовый переход чувашей от язычества и христианства в мусульманство.Именно поэтому целью школы И.Я. Яковлев ставил распространение религиозно-нравственного и православно русского просвещения среди чувашей [6, c. 74]. Система просвещения, выработанная Яковлевым включала в себя первоначальное обучения на родном языке, длившееся четыре года, в то время как в русскихшколах курс проходился за 3 года, а также подготовку учительских кадров, главным образом, из чувашей, издание научной и религиозной литературы, строительстводвухклассных училищ, практическую подготовку учеников к жизни [2, c. 22]. Национальному подъему чувашей, предотвращению их от исламской ассимиляции и этнического исчезновения, сближению их с русскими, по мысли И.Я. Яковлева,должно было служить приобщение чуваш к христианской культуре. При его участии и содействии был переведен на чувашский язык и издан Новый Завет, Закон Божий,Псалтырь и другие. религиозные книги. Велась работа по переводу Ветхого Завета, и были изданы его отдельные части. Со своими соратниками И.Я. Яковлев работалпо изданию учебников, переводу с русского на чувашский язык и выпуску художественной и исторической литературы. Всего им было издано свыше 100 названий книг иброшюр [2, c. 23]. Эти книги способствовали росту грамотности и образованности чувашского народа, повышению его хозяйственного опыта и культурного уровня,развитию м ировоззрения и национального самосознания, сближению с русскими и другими народами. Основными особенностями подготовки учеников к миссионерскойдеятельности в Симбирской чувашской школе стали: противостояние и прекращение дальнейшей исламизации чувашского народа, его «отатаривания». Подготовкамиссионеров велась на чувашском языке с привлечением переводов книг самого Яковлева, на основе созданной им чувашской письменности. Во время обученияпроводилась идея сближения чувашского и русского народов. Таким образом, просветительские идеи И.Я. Яковлева были тесно связаны с распространением христианской культуры среди чувашей. Список литературы 1. ГИА ЧР. Ф. 207 О. 1 Д. 311. 2. Димитриев В.Д. Великий учитель: об историческом значении просветительной деятельности И.Я. Яковлева // В.Д. Димитриев Иван Яковлев – выдающийся просветитель – педагог. – Уфа, 1998. – С. 15–29. 3. Иванова Т.Н. Сохранение наследия И.Я. Яковлева и его семьи в ЧГУ имени И.Н. Ульянова / Т.Н. Иванова, О.О. Дмитриева // Парадигмы университетской истории и перспективы университетологии (к 50-летию Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова). Т. 2. – Чебоксары, 2017. – С. 22–29. 4. Иванова Т.Н. Роль Казанского университета в формировании образовательного пространства Чувашии: Три портрета / Т.Н. Иванова // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. Т. 157. – №3. – 2015. – С. 240–253. 5. Износков И.А. Материалы для христианского просвещения инородцев Казанского края / И.А. Износков. – М., 1893. – 46 с. 6. Козлов Ф.Н. Взгляды И.Я. Яковлева на место и значение религиозного воспитания чувашского населения / Ф.Н. Козлов. – Чебоксары, 2009. – 328 с. 7. Краснов Н.Г. Создание нового чувашского алфавита и первых учебных книг / Н.Г. Краснов // Иван Яковлев – выдающийся просветитель – педагог. – Уфа, 1998. – С. 30–39. 8. Матвеева Г.В. Миссионерская книга на чувашском языке / Г.В Матвеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – №4. – С. 84–89 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25463343 (дата обращения: 13.05.2017). 9. Спиридонов С.С. Мировоззрение И.Я. Яковлева (1848–1930) / С.С. Спиридонов. – М., 1965. – 96 с. 10. Яковлев И.Я. Моя жизнь / И.Я. Яковлев. – Чебоксары, 1997. – 694 с.
А.И. ЯКОВЛЕВ: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДАННЫМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ХРАНЯЩИХСЯ В Г. ЧЕБОКСАРЫ Иванова Татьяна Николаевна д-р ист. наук , профессор Васильева Ирина Сергеевна студентка ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» Чувашская Республика - Чувашия Аннотация: В статье выделяются основные этапы жизни и деятельности сына чувашского просветителя И.Я. Яковлева доктора исторических наук, члена-корреспондента АН СССР Алексея Ивановича Яковлева. Определены основные направления деятельности ученого; охарактеризованы виды источников о нем, хранящихся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики, Чувашском национальном музее и в архиве Научно-исследовательской лаборатории И.Н. Ульянова – И.Я. Яковлева Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Ключевые слова: Алексей Иванович Яковлев, Московский университет, архивы Чувашской Республики.
В 2018 году отмечается 170-летие со дня рождения выдающегося просветителя и гуманиста Ивана Яковлевича Яковлева. Продолжателем традиций отца стал его старший сын. Алексей Иванович Яковлев (1878–195) – один из самых преданных и любимых учеников В.О. Ключевского. Он преподавал до 1920 г. в Московском университете. В Чувашии он больше известен как сын великого чувашского просветителя. Позже он стал доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом АН СССР. Алексей Иванович родился в Симбирске 18 декабря 1878. Мы выделили шесть этапов его жизненного пути: I. 1878–1896 гг. – первый Симбирский этап (1878–1889 – детство в Симбирске, домашнее воспитание и образование; 1889–1896 – обучение в Симбирской гимназии). II. 1896–1920 гг. – Московский этап (1896–1900 – обучение в Московском университете на историко-филологическом факультете. 1900–1904 – обучение в магистратуре. В 1906 г. он стал приват-доцентом Московского университета и вскоре стал помощником библиотекаря Румянцевского музея. В 1916 г. ученый защитил магистерскую диссертацию «Засечная черта Московского государства в XVII в.», в 1917 г. – докторскую «Приказ сбора ратных людей». В 1918 г. он получил звание ординарного профессора Московского университета. 1903 – 1917 гг. – ученый преподавал на Московских высших женских курсах, а позже на Высших литературных курсах. Он всегда с огромным уважением относился к памяти своих учителей [4]. III. 1920–1922 гг. – второй Симбирский этап (А.И. Яковлев работал ректором и проректором Пролетарского университета, Русского института народного образования и Чувашского института народного образования; заведовал Симбирским губернским архивом). IV. 1924–1930 гг. – «Библиотечный» этап (А.И. Яковлев стал директором в библиотеке ВСНХ СССР, в 1929г. избран членом-корреспондентом АН СССР). V. 1930–1933 – Сибирский этап (арест по «академическому делу», ссылка в Минусинск). VI. 1933–1951 гг. – «Академический» этап (1933–1936 – работа в Бюро иностранной географической транскрипции при Картографическом тресте. 1938–1951 – Институте истории АН СССР. В 1943 г. за монографию «Холопство и холопы» (М., 1943) А.И. Яковлев удостоился Государственной премии (тогда Сталинская) в размере 100 тыс. руб.). В жизни и деятельности А.И. Яковлева можно отметить следующие направления деятельности: 1. Преподавательская деятельность в Московском университете и изучение истории Русского государства в XIV в. (известные ученики Л.В. Черепнин, А.А. Новосельский и др.). 2. Деятельность по организации чувашских учебных заведений в Симбирске в 1920–1922 гг. 3. Археографическая деятельность (систематизация архивов и создание библиотек во Всесоюзном совете народного хозяйства). 4. Научная деятельность по изучению средневековой и новой истории России. 5. Общественная деятельность (Сталинскую премию в размере 100 тыс. руб. он отдал на учреждение в Чувашии (Мариинский Посад) и Мордовии (Атяшевский район) двух приютов для осиротевших детей воинов, павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.). 6. Деятельность по сохранению наследия И.Я. Яковлева. Основной массив документов об Алексее Ивановиче хранится в архиве Российской Академии Наук (АРАН) в Москве (Ф. 665), но и в нашем регионе имеются интересные, еще неизученные и не введенные в научный оборот материалы. На сегодняшний день в Чувашии можно выделить три архивохранилища, где имеются документы о А.И. Яковлеве. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Отдельного фонда, посвященного А.И. Яковлеву, здесь нет, однако можно выделить две группы источников в двух фондах. Ф. №515 посвящённый Ивану Яковлевичу Яковлеву, где имеются материалы, связанные с жизнью и деятельностью А.И. Яковлева. Этот фонд общедоступен, и, как правило, большинство источников уже введены в научный оборот. Эти источники касаются не столько самого Алексея, сколько И.Я. Яковлева [2]. Кроме выше перечисленного есть группа источников, еще не введенных в научный оборот. В 2002 г. скончался последний потомок великого патриарха – внук И.Я. Яковлева – Иван Алексеевич Яковлев, ученый-физик, профессор МГУ им. Ломоносова, который завещал свой архив (семейные реликвии, письма, библиотеку Яковлевых и т. д.) Чувашскому государственному университету. Более двух с половиной тысяч книг, в том числе и очень редких, были перевезены из Москвы и переданы ЧГУ им. И.Н. Ульянова. В 1997 г. на базе ЧГУ им. И.Н. Ульянова с целью исследования научного наследия И.Я. Яковлева была организована Научно-исследовательская лаборатория И.Я. Яковлева (НИЛ). Все материалы, переданные внуком Иваном Алексеевичем, хранились в этой лаборатории. Однако в последние годы, в связи с уходом на пенсию энтузиаста этого дела Н.Г. Краснова, лаборатория на время перестала функционировать. Большую часть материалов была передана ГИА ЧР. Все эти документы касаются потомков И.Я. Яковлева, в том числе Алексея. Они представляют большую научную ценность. К сожалению, эти материалы уже несколько лет не используются, до сих пор не составлена научная опись. Мы получили доступ к переданным материалам. Здесь имеются документы трудовой и творческой деятельности; документы, собранные для сведения и работ; переписка; имущественно-хозяйственные документы о жизни И.Я. Яковлева [3]. В Чувашском национальном музее имеется письма, личные документы, а также личные книги А.И. Яковлева [6]. Небольшая группа источников хранится в ЧГУ им. И.Н. Ульянова в Научно-исследовательской лаборатории, которой ныне руководит д.и.н., профессор Т.Н. Иванова. Источники о А.И. Яковлеве можно классифицировать по следующим направлениям: 1. Эпистолярное наследие (письма), написанные А.И. Яковлевым Е.К. Ильминской, Н.И. Яковлеву, Н.И. Колосову и др. [3]. 2. Документальные источники (это мандаты, разрешения, удостоверения, документы различных организаций). Имеется протокол заседания производственного совещания сотрудников Московской группы Археографической сектора института истории Академии Наук СССР от 16 июня 1936 г. о докладе А.И. Яковлева «Земельные отношения в Казанском крае в XVII в.». 3. Особый интерес представляют отзывы о произведениях А.И. Яковлева. 4. Учебные планы. 5. Наброски работ и сочинения. 6. Важное значение для исследователей творчества ученого имеют черновики докладов, научных работ, отзывы А.И. Яковлева. Как правило, в нашем регионе изучаются и публикуются те источники, которые касаются И.Я. Яковлева или же источники, связанные с деятельностью Алексея в Симбирске. Но стоить отметить, что еще не введены в научный оборот материалы, связанные с Московским университетом. Одним из наиболее интересных и ценных источников является документ, указанный в сдаточной описи как «Отзыв об исследовании приват-доцента А.И. Яковлева «Засечная черта Московского государства в XVII в. Очерк из истории обороны южной окраины Московского государства», написанный профессором В.О. Ключевский от 24 января 1917 г.». На самом деле в папке содержится отзыв об исследовании приват-доцента А.И. Яковлева под заглавием: «Засечная черта Московского государства в XVII веке. Очерк из истории обороны южной окраины Московского государства», написанный М.К. Любавским, т.е. в сдаточной описи допущена досадная ошибка. Любавский Матвей Кузьмич (1860–1936) – известный историк России, славяновед, ученик В.О. Ключевского. В 1916 г. во время защиты А.И. Яковлевым диссертации Любавский выступал в качестве оппонента на соискание ученого звания. Таким образом, в архивохранилищах Чувашии имеются важные, еще не введенные в научный оборот, неопубликованные источники, которые позволяют получить новые сведения о жизнедеятельности известного историка А.И. Яковлева и более подробно восстановить его личные связи, биографию. Нашей задачей на ближайшее время является их источниковедческий и историографический анализ. Список литературы 1. Архив НИЛ И.Н. Ульянова – И.Я. Яковлева Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. 2. ГИА ЧР Ф. 515: Яковлев И.Я. 3. ГИА ЧР. Сдаточная опись. Материалы о семье Яковлевых. 4. Иванова Т.Н. В.И. Герье в оценке А.И. Яковлева, сына чувашского просветителя // Вестник Чувашского университета им. И.Н. Ульянова. – 2010. – №2. – С. 34–38. 5. Иванова Т.Н. Сохранение наследия И.Я. Яковлева и его семьи в ЧГУ имени И.Н. Ульянова / Т.Н. Иванова, О.О. Дмитриева // Парадигмы университетской истории и перспективы университетологи (К 50-летию Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова). Т. 2. – Чебоксары, 2017. – С. 22–29. 6. Чувашский национальный музей. Документы А.И. Яковлева. ЧКМ 9665. 7. Яковлев А.И. Засечная черта Московского государства в XVII веке: очерк из истории обороны южной окраины Московского государства / А.И. Яковлев. – М.: б. и., 1916. – 310 с. 8. Яковлев А.И. Холопство и холопы в Московском государстве XVII в.: по архивным документам Холопского и Посольского Приказов, Оружейной Палаты и Разряда / А.И. Яковлев; АН СССР, Ин-т истории. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1941. – 529с. 9. Яковлев А.И. Счетное дело Приказа сбора ратных людей 149–153/1640–1645 гг. / Изд. А. Яковлевым. – М.: Тип. Г. Лисснера
ВНУЧКА ВЕЛИКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ О.А. ЯКОВЛЕВА: ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Иванова Татьяна Николаевна д-р ист. наук , профессор Федорова Наталия Андрияновна студентка ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» Чувашская Республика - Чувашия Аннотация: В работе выделяются основные вехи жизненного пути и научно-педагогической деятельности Ольги Алексеевной Яковлевой (1906–1995), внучки известного чувашского просветителя. Приводится общая оценка её научного наследия. Охарактеризован комплекс рукописей её поэтических произведений. Их анализ позволяет реконструировать не только мировоззрение ученого, но и её исторические взгляды на различные научные проблемы. Ключевые слова: история России XV-XVII вв, реконструкция мировоззрения на основе анализа поэтического творчества, Ольга Алексеевна Яковлева.
Ольга Алексеевна Яковлева (1906–1995 г.) родилась в семье старшего сына великого чувашского просветителя И.Я. Яковлева. Её отец Алексей Иванович – любимый ученик В.О. Ключевского, доктор исторических наук, член-корреспондент Академии наук СССР. Именно отец сыграл ведущую роль в том, что Ольга стала историком. Мать Ольга Петровна (в девичестве Приклонская) была художницей и привила дочери любовь к рисованию и истории искусства [3, с. 398–399]. В 1929 г. Ольга Алексеевна закончила историко-археологическое отделение этнологического факультета Московского государственного университета. Затем она сменила несколько мест работы, нигде подолгу не задерживаясь (Центральный архив, музей «Раскрепощения женщины», Государственный исторический музей) [8]. Возможно, это было связано с тем, что её отец в 1930 г. был осужден по т. н. «академическому» делу и сослан в Минусинск. С 1941 по 1948 гг. О.А. Яковлева преподавала в Московском государственном библиотечном институте (позднее Историко-архивный институт), где её коллегами были известные ученые Н.В. Устинов, Д.Н. Введенский, Л.В. Черепнин и др. [4, с. 263]. В 1944 г. она защитила кандидатскую диссертацию «К истории материальной культуры Руси конца XV – XVII вв.», и с 1945 г. работала доцентом на кафедре источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. В 1948 г. она переходит на работу в Институт организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР, затем с 1950 г. работает младшим научным сотрудником Комиссии по истории техники отделения технических наук АН СССР [8]. В 1953 г. она была переведена в Институт истории естествознания и техники АН СССР [6], где проработала до выхода на пенсию (с 1 января 1964 г.). В исторической науке О.А. Яковлева известна как автор двух десятков научных публикаций по истории России XV – XVII вв., которые А.А. Зимин охарактеризовал, как «крохотные статьи», где разбросаны «крупицы интересных сведений» [1]. Предметом её исследований часто становились небольшие, но важные для истории феодальной России сюжеты о материальной культуре XV-XVII вв., о семейно-брачных отношениях Рюриковичей [10; 11; 15 и др.]. Как вспоминала сама Ольга Алексеевна, её исследования были основаны на кропотливой работе в архивах, где она делала выписки «с моего возраста 14-ти лет и занималась этим несколько десятилетий» [7, л. 1]. В неразобранном и потому пока недоступном фонде ГИА ЧР хранятся более 20 рукописных, не опубликованных, статей О.А. Яковлевой о женах Ивана Грозного и его сына Ивана Ивановича, о лечебнике XV-XVII вв., о развлечениях при царском дворе и т. д. В 1930–1950-е гг. эти темы представлялись марксистской историографии неактуальными и опубликовать статьи по данной проблематике в центральных издательствах было сложно, поэтому большинство статей Ольги Алексеевны вышли в свет в Чебоксарах и Саранске и потому не получили широкой известности [9; 12–14 и др.] Однако за консультациями по вопросам бытовой культуры к Ольге Алексеевне обращались Ю.В. Готье, М.Н. Тихомиров и др. Очень ценил её эрудицию Т.С. Веселовский, который называл её «непревзойденный автор ювелирных (то есть особо мелких, особо тонких) тем» [7, л. 1]. Более известны в науке статьи и публикация нового, обнаруженного ею источника – Пискаревского летописца [17]. А.А. Зимин считал, что О.А. Яковлева останется в науке благодаря открытому и введенного ею в исследовательский оборот Пискаревскому летописцу [1]. Известны также статьи Ольги Алексеевны об Угличском деле [9; 12]. А.А. Кузнецов пишет о том, что «уже правилом хорошего тона стала ссылка на небольшую статью О.А. Яковлевой в провинциальном издании середины XX в., где указывается источниковедческая ошибка Н.М. Карамзина» [5; 14]. Нижегородский ученый отмечает, что она долгие годы занималась исследованием «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, но «к сожалению, историография не имеет развернутого представления выводов О.А. Яковлевой по данной проблематике» [5, с. 271]. Этот вопрос нам удалось прояснить в ходе изучения сохранившихся в научно-исследовательской лаборатории имени И.Н. Ульянова – И.Я. Яковлева рукописных записей Ольги Алексеевны. В этих записках (воспоминаниями их назвать трудно, т. к. они не систематизированы), ученый неоднократно упоминает о своей докторской диссертации «Об источниках Н.М. Карамзина», которую не удалось завершить из-за неких недоброжелателей. Когда-то в НИЛ хранились рукописи О.А. Яковлевой по докторской диссертации, но в 2010 году они были переданы тогдашним руководителем лаборатории Н.Г. Красновым в ГИА ЧР. Эти рукописи до сих пор не описаны и не подверглись научной обработке. Мы убедились в их наличии, но не имеем возможности приступить к их научному изучению до завершения обработки фонда архивными работниками [2, с. 31]. Кроме того, как мы упоминали выше, в этом же, необработанном фонде ГИА ЧР хранятся десятки рукописей неизданных статей и черновиков опубликованных работ О.А. Яковлевой. Невозможность на данном этапе их изучения отодвигает комплексную оценку исторического мировоззрения О.А. Яковлевой и её вклада в изучение российской истории. Однако в научно-исследовательской лаборатории хранятся более 500 стихотворений, написанных Ольгой Алексеевной в период 1970–1990 гг. Мы некомпетентны оценивать литературные достоинства этих стихов, однако можно определенно заявить, что их анализ позволяет не только реконструировать мировоззрение Ольги, но и восстановить её взгляды по тем историческим проблемам, которыми она занималась. Помимо традиционных стихотворений о близких и знакомых, о природе и смысле жизни, в архиве имеется несколько групп поэтических произведений, четко коррелирующих с основными проблемами, которые исследовала О.А. Яковлева в научных статьях. Так, она написала несколько статей об истории браков Ивана Грозного и его сына Ивана Ивановича. В архиве есть несколько стихотворений, посвященных женам и близким Рюриковичей, а также их окружению. Вторая группа исследований посвящена «Угличскому делу» – этому соответствует десяток стихотворений о Дмитрии, его кормилице, его друзьях и т. д. Имеются стихи об Александровской слободе, о Годуновых, о Смуте, которые соответствуют тематике её статей по данным проблемам. Долгие годы она занималась историей живописи и искусства, и в архиве – десяток стихов об известных художниках и писателях. Особенностью всех этих стихотворений является их необычная для поэтов четкая систематизация. Все стихи пронумерованы и датированы, имеют посвящение (как правило, близким – брату, матери, деду И.Я. Яковлеву и т. д.), но иногда они посвящены выдающимся писателям, художникам, историческим деятелям. Вслед за посвящением идут непосредственно строки поэтического произведения. При этом имена, термины в этих строках часто имеют апостроф, выполняющий функцию научной ссылки. После самого стихотворения, порою небольшого по объему (4–5 четверостиший), следует обширный (на 1–2 страницы) комментарий; а также пояснения к апострофам, ссылкам. Таким образом, по форме это не просто стихи, а, скорее, научно-популярные работы, которым предшествует поэтическое введение. В этих стихах Ольга дает личностную оценку близким Ивана Грозного, событиям опричнины и Смутного времени, создает поэтические картины – бытовые зарисовки XVI-XVII вв. Есть стихи, посвященные испанским, французским и английским монархам XVI-XVII вв. Общий анализ всего комплекса стихотворений позволяет охарактеризовать мировоззрение Ольги Алексеевны. С одной стороны, она очень религиозна, чувствительна, романтична. Она осуждает любое насилие, особенно войны. С другой стороны, она высоко оценивает деятельность В.И. Ленина и достижения социалистического строя СССР, пессимистично воспринимает события начала 1990-х гг. Особым пиетом окутаны воспоминания Ольги о своем деде И.Я. Яковлеве. Самым близким, судя по стихам, человеком является брат Иван Алексеевич Яковлев, которого она в детстве нянчила, а затем прожила с ним в одной квартире всю жизнь. В то же время, анализ т.н. «исторических» стихов Ольги Алексеевны позволяет прояснить её взгляды на многие события XVI-XVII вв. Здесь присутствует личностное отношение ученого к научным фактам, о которых она сухо пишет в научных статьях. Наиболее развернутую характеристику по стихам можно дать образу Ивана Грозного, который сложился у О.А. Яковлевой и который, несомненно, оказывал влияние на её исторические исследования. На наш взгляд, публикация части сохранившихся стихов позволит более полно охарактеризовать Ольгу Алексеевну Яковлеву, как достойного продолжателя просветительских традиций её знаменитого деда – Ивана Яковлевича Яковлева. Список литературы 1. Зимин А.А. Патриархи / А.А. Зимин. – М., 2005. – С. 44–45. 2. Иванова Т.Н. Сохранение наследия И.Я. Яковлева и его семьи в ЧГУ имени И.Н. Ульянова / Т.Н. Иванова, О.О. Дмитриева // Парадигмы универ-ситетской истории и перспективы университетологии ( К 50-летию Чувашско-го государственного университета имени И.Н. Ульянова). – Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2017. – Т. 2. – С. 29–33. 3. Краснов Н.Г. Иван Яковлев и потомки / Н.Г. Краснов. – Чебоксары: Чуваш. книжн. изд-во, 2007. – 478 с. 4. Кузнецов А.А. Сведения к биографии историка О.А. Яковлевой / А.А. Кузнецов // Мининские чтения: Труды участников международной научной конференции / Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (24–25 октября 2008 г.). – Нижний Новгород, 2010. – С. 263–270. 5. Кузнецов А.А. О новых обстоятельствах подготовки «Пискаревского летописца» к первой публикации / А.А. Кузнецов // Историография источни-коведения и вспомогательных исторических дисциплин: Материалы XXII Международной научной конференции. – М: ИАИ РГГУ, 2010. – С. 271–273. 6. Отчеты по работе в Институте истории естествознания и техники О.А. Яковлевой за 1953–1958 // Научно-исследовательская лаборатория (НИЛ) имени И.Я. Яковлева и И.Н. Ульянова. – Ф. 1. Ед. хр. 50–54. – С. 66–68. 7. Тетрадь. Личные воспоминания О.А. Яковлевой // НИЛ име-ни И.Я. Яковлева и И.Н. Ульянова. – Ф. 2. Ед. хр. 36. – 156 л. 8. Трудовой список О.А. Яковлевой // НИЛ имени И.Я. Яковлева и И.Н. Ульянова. – Ф. 1. Ед. хр. 46. – 6 л. 9. Яковлева О.А. К вопросу о добросовестности официального Углич-ского следствия 1591 / О.А. Яковлева // Ученые записки ЧНИИ. – Вып. 21. – Чебоксары, 1962. – С. 350–353. 10. Яковлева О.А. К вопросу о названиях полудрагоценных камней в Московской Руси / О.А. Яковлева // Труды Института истории естествозна-ния и техники АН СССР. – 1955. – Т. 3. 11. Яковлева О.А. К вопросу о напалках на Руси XVI-XVII веков / О.А. Яковлева // Ученые записки ЧНИИ. – Чебоксары, 1962. – Вып. 21. – С. 348–350. 12. Яковлева О.А. К вопросу об угличском деле 1591 / О.А. Яковлева // Ученые записки ЧНИИ. – Вып. 29. – Чебоксары, 1965. – С. 255–258. 13. Яковлева О.А. К истории псковских летописей / О.А. Яковлева // За-писки Научно-исследовательского института при Совете Министров Мор-довской АССР. – Вып. 6. – Саранск, 1946. – С. 94–146. 14. Яковлева О.А. К истории Псковских летописей: Одна источниковед-ческая ошибка Н.М. Карамзина в «Истории государства Российского», не замеченная и повторенная нашими историками / О.А. Яковлева // Записки научно-исследовательского института при СМ Мордовской АССР. – Вып. 9. – Саранск, 1947. – С. 218–228. 15. Яковлева О.А. Кованые шубы в древней Руси / О.А. Яковлева// Уче-ные записки ЧНИИ. – Вып. 16. – Чебоксары, 1958. – С. 276–277. 16. Яковлева О.А. Одна ошибка в первой части Собрания государствен-ных грамот и договоров и ее последствия в русской исторической литерату-ре / О.А. Яковлева // Записки НИИ при СМ Мордовской АССР. – Вып. 10. – Саранск, 1948. – С. 128–153. 17. Яковлева О.А. Пискаревский летописец / О.А. Яковлева // Материа-лы по истории XV-XVII вв. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. – С. 5–247., 1955. – С. 5–247.
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ЯКОВЛЕВ И КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА В 40-Х ГГ. XX ВЕКА Дмитриева Ольга Олеговна аспирант , сотрудник ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» Чувашская Республика - Чувашия Аннотация: В статье рассматривается научно-педагогическая и общественная деятельность д.и.н., профессора Алексея Ивановича Яковлева, сына чувашского просветителя И.Я. Яковлева. Автор пришел к выводу, что в 40-х гг. XX века при активном содействии педагога и просветителя Алексея Ивановича Яковлева в СССР на общественном уровне продолжился процесс складывания нарративных и визуальных форм коммеморативных практик. Ключевые слова: Яковлев, династия Яковлевых, коммеморативные практики Отечественной войны 1812 года.
В 2018 году в Чувашской Республике широко празднуется важная годовщина – 170-летний юбилей великого чувашского педагога-просветителя Ивана Яковлевича Яковлева. Юбилей вновь актуализирует интерес исследователей и общественности к его творческому и педагогическому наследию, которое на сегодняшний день активно изучается в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова [4, с. 29.]. Неоценим его вклад в формировании методики обучения нерусских народов Поволжья и в просвещении чувашского народа. Следует отметить, что празднуемая годовщина актуализирует общественный интерес к династии Яковлевых, являющихся истинными представителями российской интеллигенции. Предметом изучения настоящего исследования является научно-общественная деятельность доктора исторических наук, профессора, члена – корреспондента АН СССР Алексея Ивановича Яковлева, являющегося сыном чувашского просветителя И.Я. Яковлева. В частности, анализируется его роль в процессе осуществления коммеморативных практик Отечественной войны 1812 года в 40-х гг. XX века. Алексей Иванович был достойными преемником Ивана Яковлевича. В 1895 году он окончил Симбирскую классическую гимназию, затем продолжил свое образование, поступив на историко-филологический факультет Московского университета, который он окончил с дипломом 1-й степени. При поддержке известного историка В.О. Ключевского Алексей Иванович был рекомендован к дальнейшей научной деятельности и подготовке к профессорскому званию. В 1906 году Алексей стал приват-доцентом Московского университета, в 1916 г. завершил магистерскую, а через год – докторскую диссертацию «Приказ сбора ратных людей» [1]. В последующем, в период с 1920 по 1922 г. Алексей Иванович продолжил профессиональную деятельность в Симбирске, где принимал активное участие в общественной жизни губернии: читал лекции в различных образовательных организациях, участвовал в общественных дискуссиях. В 1922 году Алексей Иванович вернулся в Москву, где преподавал на Высших литературных курсах университета, а в 1929 г. был избран членом-корреспондентом АН СССР по гуманитарным наукам. В годы Великой Отечественной войны А.И. Яковлев продолжил активную общественно-просветительскую деятельность и внес значительный вклад в военно-патриотическое воспитание советской молодежи. В этом отношении необходимо отметить, что победа России в Отечественной войне 1812 года в трудные для советского народа 1941–1945 годы приобрела особую актуальность, став эффективным идеологическим инструментом пропагандистской работы, призванной поддерживать моральный дух общества. Российский исследователь Л.А. Суетов справедливо отметил по этому поводу, что «история Отечественной войны 1812 года стала весьма поучительной и актуальной для советских людей в дни Великой Отечественной войны, а исторические параллели между войнами и эпохами напрашивались сами собой» [5, с. 78]. Великая Отечественная война актуализировала новый этап в процессе складывания исторической памяти и коммемораций Отечественной войны 1812 года. Нами выделяются следующие формы коммемораций: нарративная, визуальная, монументальная и церемониальная [2, с. 27]. Ряд коммеморативных практик 40-х гг. XX века были инициированы Алексеем Ивановичем Яковлевым. При его содействии и активном участии в начале 1942 года была организована военно-историческая выставка, посвященная памяти Отечественной войны 1812 года. Им и его учениками проводилась большая работа по выявлению имеющегося в русских и заграничных изданиях иллюстративного материала, относящегося к теме войны, были подобраны бытовые иллюстрации эпох, планы, карты, чертежи военных движений, необходимые для ознакомления с эпохой 1812 года [3, л. 2]. В докладе А.И. Яковлева Президенту Академии наук СССР С.И. Вавилову подчеркивалось, что выставка насчитывала 260 экспонатов и была создана им и его учениками без какой бы то ни было субсидии со стороны АН [3, л. 1]. Экспозиция была представлена в Доме ученых и вызвала значительный общественный интерес, нашедший свое выражение в нескольких газетных и журнальных статьях [3, л. 1]. Успех выставки побудил педагога продолжить коммеморативную работу и обратить пристальное внимание АН к необходимости изготовления «комплектов аналогичных экспозиций в виде фотоснимков, планов, схем военных движений, событий и т. п.» [3, л. 1–2.]. По инициативе А.И. Яковлева была проведена большая работа, связанная с изданием брошюр, альбомов и памятных предметов, посвященных значимым страницам из истории 1812 года. Таким образом, в 40-х гг. XX века при активном содействии педагога и просветителя Алексея Ивановича Яковлева в СССР на общественном уровне продолжился процесс складывания нарративных и визуальных форм коммеморативных практик, выразившихся в создании исторических выставок, публикации иллюстративного материала и научно-популярных брошюр, посвященных истории Отечественной войны 1812 года.
Список литературы 1. Автобиография, справки, выданные А.И. Яковлеву о службе за 1926–1933 гг // ГИА ЧР. Сдаточная опись архивных документов семьи И.Я. Яковлева. Ед. хр. 4. 2. Дмитриева О.О. Проблемы изучения юбилеев Отечественной войны 1812 года в современной исторической науке // Вестник Екатерининского института. – 2017. – №2 (38). – С. 27–29. 3. Доклад А.И. Яковлева о решении финансовых вопросов для издания альбома и других памятных предметов, посвященных Отечественной войне 1812 года и деятельности М.И. Кутузова, написанный Президенту Всероссийской Академии наук СССР С.И. Вавилову // ГИА ЧР. Сдаточная опись архивных документов семьи И.Я. Яковлева. Ед. хр. 20. 4. Иванова Т.Н. Сохранение наследия И.Я. Яковлева и его семьи в ЧГУ имени И.Н. Ульянова / Т.Н. Иванова, О.О. Дмитриева // Парадигмы университетской истории и перспективы университетологии (к 50-летию Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова). – Чебоксары: ООО Издательский дом «Среда», 2017. – С. 29–33. 5. Суетов Л.А. 1812 год в пропагандистской работе среди ленинградцев в дни Великой Отечественной войны // Вестник СПбГУКИ. – 2012. – №4 (13). – С. 77–82.
|