Научно-исследовательская работа кафедры археологии, этнографии и региональной истории |
![]() |
![]() |
03.02.2023 22:37 |
Основные направления деятельности кафедры археологии, этнографии и региональной истории Кафедра археологии, этнографии и региональной истории является специализированным подразделением в структуре историко-географического факультета университета. Кафедра АЭРИ занимается научными разработками, преподаванием основных и специальных исторических дисциплин: археологии, этнологии и социальной антропологии, истории первобытного общества и истории народов Поволжья и Приуралья. С учетом этой специфики при кафедре функционируют аспирантура и докторантура, ведется госбюджетная научно-исследовательская работа. Научные направления (научные школы) выпускающей кафедры: История и культура Чувашии, Этнокультурные процессы в Среднем Поволжье и Приуралье: история и современность. Основные виды услуг, оказываемые кафедрой: - проведение научно-просветительских мероприятий; Основные достижения кафедры Васильев В.А. защита докторской диссертации, 2012 г., доктор культурологии; Конференции и издание сборников и трудов: Проведение Всероссийской научной конференции «Актуальные вопросы археологии, этнографии и истории» (к 30-летию основания кафедры археологии, этнографии и региональной истории) (г. Чебоксары, 12 ноября 2019 г.); Издание сборника материалов Всероссийской научной конференции «Актуальные вопросы археологии, этнографии и истории» (к 30-летию основания кафедры археологии, этнографии и региональной истории) [Актуальные вопросы археологии, этнографии и истории (к 30-летию основания кафедры археологии, этнографии и региональной истории): материалы Всерос. научной конференции (Чебоксары, 12 ноября 2019 г.). – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – 212 с.] (Редакционная коллегия: О.Н. Широков, О.Г. Вязова, Н.А. Петров, М.И. Федулов). Издание сборника материалов II Всероссийской научной конференции с международным участием «Актуальные вопросы археологии, этнографии и истории» (Чебоксары, 1 марта 2022 г.). – Чебоксары: ИД «Среда», 2022 – 188 с. (Редакционная коллегия: О.Н. Широков, О.Г. Вязова, Н.А. Петров, М.И. Федулов). Издание сборника материалов III Всероссийской научной конференции с международным участием «Актуальные вопросы археологии, этнографии и истории» (Чебоксары, 2023 г.). – Чебоксары: ИД «Среда», 2023 – 225 с. (Редакционная коллегия: О.Н. Широков, О.Г. Вязова, Н.А. Петров, М.И. Федулов). ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ, ПАТЕНТОВ, МОНОГРАФИЙ, УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ Преподаватели кафедры явились авторами следующих монографий: Л.А. Таймасов «История первого чувашского православного монастыря» (2011 г.). Егорова О.В. Этнография детства чувашей. Казань, 2015. 500 с. Васильев В.А. Роль художника в процессе взаимодействия культур: творческая деятельность А.А. Кокеля. Чебоксары, 2016. 359 с. Федулов М.И. Новые археологические исследования памятников древности и средневековья Среднего Поволжья. Чебоксары, 2016. 196 с. Григорьев А.Д. Эвакуация из Ленинграда в Чувашскую АССР. Москва, 2019. 951 с. О.Н. Широков, И.В. Дмитриева, М.И. Федулов, С.Н. Кодыбайкин. Чуваши: история восхождения от племени к народу. Чебоксары, 2019. 264 с. Н.Н. Агеева, О.В. Андреев, И.В. Дмитриева и др. На страже Отечества и Закона. Чебоксары, 2021. 306 с. Таймасов Л.А. Православное миссионерство в Среднем Поволжье в первой половине XIX века. Чебоксары, 2022. 284 с. Вязова О.Г., Дмитриева И.В., Кодыбайкин С.Н. и др. 55 лет в ногу со временем: К юбилею ЧГУ имени И.Н. Ульянова. Чебоксары, 2022. 495 с. Учебные пособия 1. Васильев В.А. Современная культурология: Научная школа проф. Л.М. Мосоловой: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов. Изд-во СПб. РГПУ имени А.И. Герцена, 2013. 2. Иванов В.П. История этнографии чувашского народа: учебно-теоретическое издание: Изд-во Чуваш. ун-та, 2014. 88 с. в центральных изданиях: Мясникова А.Б., Григорьев А.Д. Женское движение в Удмуртской Республике на современном этапе: историко-этнографический аспект // Исторический поиск / Historical Search. – 2024 – Т. 5, No 2 – С. 95–104. DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-2-95-104. (ВАК). Статьи в зарубежных изданиях Егорова О.В., Шалгинбаева С. Н. Chuvash population dinamics in the republic of Kazakhstan (на англ. яз.) // Вестник. Казахский национальный университет имени Аль-Фараби. Серия историческая. № 2 (93), 2020 рр. С. 48-54. (ВАК) Егорова О.В., Вязова О.Г., Дмитриева И.В., Петров Н.А., Чибис Д.А. CHUVASH DIASPORA OF KAZAKHSTAN IN THE SECOND HALF OF THE XX – THE FIRST QUARTER OF THE XXI CENTURIES: FORMATION, REMIGRATION PROCESSES, CURRENT STATE // REVISTA INCLUSIONES ISSN 0719-4706 VOLUMEN 7 – NÚMERO ESPECIAL – JULIO/SEPTIEMBRE 2020 pp. 321-330 (WOS) Егорова О.В., Дмитриева И.В. Museum Collections Of Chuvash Children'S Culture: New Approaches In Submission Of Materials // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Pages 290-295 (WOS). Григорьев А.В., Харитонов М.Ю., Кодыбайкин С.Н., Селиванова С.А., Муравьева И.В., Григорьев А.Д. OPEN ELECTRONIC RESOURCES ON THE INTERNET AND THE FORMATION OF INFORMATION COMPETENCIES AMONG STUDENTS IN HIGHER EDUCATION // Proceedings of INTCESS 2021 8th International Conference on Education and Education of Social Sciences 18-19 January, 2021. Ерина Т.Н., Фомин Е.В., Иванова А.М., Петров Н.А., Пушкин А.А. REGIONAL OPTIONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE EDUCATIONAL SYSTEM (ON THE MATERIAL OF THE CHEBOKSARY REGIONAL DIALECT) // 9th International Conference on Education & Education of Social Sciences. Abstracts & Proceedings E-publication. 2022 С. 74-78 (РИНЦ). Михайлова С.Ю., Музякова А.Л., Харитонов М.Ю., Григорьев А.Д., Кодыбайкин С.Н. Mental grounds for innovative development of Chuvashia // The III International applied research conference “Human resource management within the framework of realisation of national development goals and strategic objectives” Dela Press Conference Series: Economics, Business and Management 034, 01034/2022. THE COOPERATIVE MOVEMENT IN RUSSIA AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES: AHISTORICALRETROSPECTIVE Mikhailova E.M., Andreev V.V., Grigorieva M.N., Taimasov L.A., Mineeva E.K. В книге: Challenges of the Modern Economy. Digital Technologies, Problems, and Focus Areas of the Sustainable Development of Country and Regions. Cham, 2023. С. 219-224. INDUSTRIAL COOPERATION IN CHUVASHIA IN THE POST-WAR YEARS: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT Taymasov L.A., Vyazova O.G., Petrov N.A., Andreev V.V., Mikhailova E.M. В книге: Challenges of the Modern Economy. Digital Technologies, Problems, and Focus Areas of the Sustainable Development of Country and Regions. Cham, 2023. С. 593-598. O・V・エゴロヴァ、I・V・ドミトリエヴァ著、伊賀上菜穂編集・翻訳・解説「チュヴァシ人の畜産と放牧制度:一九世紀から現代まで(上)」『なろうど』ロシア・フォークロアの会会報、第86号、2023年4月15日、pp. 70-77。Дмитриева И. В., Егорова О. В. Перевод и сост. И коммент. Игауэ Н. Развитие скотоводства и институт пастушества чувашей в XIX-начале XXI века. Первая часть // Народ. Вып. 86. Общество русского фольклора. Токио, апрель 2023 г.. С. 70-77. O・V・エゴロヴァ、I・V・ドミトリエヴァ著、伊賀上菜穂編集・翻訳・解説「チュヴァシ人の畜産と放牧制度:一九世紀から現代まで(下)」『なろうど』ロシア・フォークロアの会会報、第87号、2023年10月15日、pp. 65-72. Дмитриева И. В., Егорова О. В. Перевод и сост. И коммент. Игауэ Н. Развитие скотоводства и институт пастушества чувашей в XIX-начале XXI века. Вторая часть // Народ. Вып. 87. Общество русского фольклора. Токио, октябрь 2023 г. С. 65-72. Сотрудники кафедры выполнили следующие научные работы при поддержке различных научных фондов и в качестве хоздоговорных работ: 1. К.и.н., доцент Петров Н.А. Грант РГНФ № 03-01-00611 а/в. Тема: «Община и обычное право чувашского крестьянства во второй половине XIX – начале XX вв.» (2003 – 2005), руководитель. Сумма – 180 тыс. рублей. 2. К.и.н., доцент Кодыбайкин С.Н. Грант РГНФ № 09-01-22110 a/В. «Крестьянская промышленность Чувашии в 1920 – 1929 гг., руководитель. Сумма – 70 тыс. рублей. 3. К.и.н., доцент Петров Н.А. Грант РГНФ № 10-01-22707 а/в. Тема: «Этноправосудие у чувашей во второй половине XIX – начале XX вв. (по материалам В.К. Магницкого)» (2010 – 2011), руководитель. Сумма – 120 тыс. рублей. 4. К.и.н., доцент Вязова О.Г. Грант РГНФ 09-01-22109 а/В. Тема: «Производственная и потребительская кооперация Чувашии в 1920 – 1960 гг.: социально-экономические и общественно-культурные аспекты деятельности (2010 – 2011), руководитель. Сумма – 120 тыс. рублей. 5. Д-р культурологии, профессор Васильев В.А. Грант РГНФ. Тема: «Россия и Украина: межкультурный диалог на рубеже XX – XXI вв. (на примере Чувашской Республики и Харьковской области (на 2010 – 2011 гг.), руководитель. Сумма – 120 тыс. рублей. 6. К.и.н, доцент Егоров Д.В. Грант РГНФ 11-11-21011а/В Тема: «Общинное судопроизводство в контексте обычного права чувашского этноса во второй половине XIX – начале XX века», руководитель. Сумма – 60 тыс. рублей. 7. К.и.н., доцент Егоров Д.В. Грант РГНФ № 13-11-21006 а/в. Тема: «Волостные суды в системе правосудия чувашского крестьянства: нормативная база, процессуальные особенности и регулирование правоотношений» (2013 – 2014), руководитель. Сумма – 100 тыс. рублей. 8. Д.и.н., профессор Таймасов Л.А. Грант РГНФ № 12-11-21009. Тема: «Исследование современных этноконфессиональных процессов в полиэтнических регионах России в условиях глобализации на материалах Чувашской Республики», руководитель. Сумма – 60 тыс. рублей. 9. Профессор, д-р культурологии Васильев В.А. Грант РГНФ № 14-14-2101. Тема: «Культура чувашей Западной Сибири: традиции и современность», руководитель. Сумма – 70 тыс. рублей. 10.Д.и.н, профессор Егорова О.В.: * РГНФ, 2007 – 2008, № 07-01-22102 а/в. Тема: «Этнография детства чувашского крестьянства во второй половине XIX – начале XX вв. (обычаи, обряды, традиции), руководитель. Сумма – 120 тыс. рублей. * РГНФ, 2008 – 2008, № 08-01-18043е «Традиционное и современное мировоззрение чувашей Татарстана: верования и суеверия в родильно-крестильном комплексе», руководитель. Сумма – 70 тыс. рублей. * РГНФ, 2009 – 2009, № 09-01-22700 е/в. Тема: «Общественно-семейные и календарные обряды в контексте этнокультурного взаимодействия чувашей и татар на территории Чувашской Республики в XX – XXI вв.», руководитель. Сумма – 70 тыс. рублей. * РГНФ, 2011 – 2011, 11-11-21601е/в. Тема: «Семейные и календарные обряды в контексте этнокультурного взаимодействия чувашей и марийцев на территории Чувашской Республики в XX – XXI вв., руководитель. Сумма – 70 тыс. рублей. * РГНФ: 14-11-21014 а(р) - Социокультурная адаптация народов Центральной Азии на территории Чувашской Республики 2014 – 2015, руководитель. Сумма – 120 тыс. рублей. 11.Ст. преподаватель Федулов М.И. Хозрасчетная НИР. Были проведены археологические раскопки в Ульяновской и Саратовской области. Исследованы поселения золотоордынского периода и эпохи бронзы (на 2010 – 2011 гг.). Сумма – 50 тыс. рублей. 12.Ст. преподаватель Федулов М.И. Хозрасчетная НИР по договору на создание (передачу) научно-технической продукции № 1707-13 от «07» ноября 2013 г.: «Проведение охранных археологических разведок в зоне строительства и реконструкции автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа. Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа на участке 643+000 – км 659+150, Чувашская Республика». Сумма – 50 тыс. рублей. 13. Васильев В.А. Грант ЧГУ Сценарий научно-популярного документального телефильма «Шагнувшие в бессмертие». 14. Егорова О.В. руководитель проекта (Вязова О.Г., Петров Н.А, Кодыбайкин С.Н., Федулов М.И. – исполнители). Грант РГНФ № 16-11-21602 а(е) «Семейная обрядность армян в поликультурном пространстве Чувашии». 15. Федулов М.И. НИР по хоздоговору на 2015/2016 гг. «Архивные исследования по территории Чебоксарского района Чувашской Республики в составе работ по объекту «Участок Москва – Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург» (ВСМ 2)». 16. Егорова О.В. руководитель проекта (Вязова О.Г., Петров Н.А, Кодыбайкин С.Н., Федулов М.И. – исполнители). Грант РГНФ № 17-11-21009 а(р) «Трансформация этнокультурных традиций в среде сельского чувашского населения в условиях глобализации и развития информационных технологий во второй половине XX - начале XXI вв.». (2017 г.) 17. Федулов М.И. НИР по хоздоговору на 2018/2019 гг. «Шурфовка на Козловском городище в Ядринском районе, для изучения культурного напластования XIV-XV вв.» Сумма гранта – 110 тыс. рублей (сто десять тысяч рублей) 18. Федулов М.И. хоздоговор на выполнение историко-архивных работ для разработки раздела проекта по обеспечению сохранности объектов археологического наследия по объекту «М-12 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород – Казань», 6 этап км 454 – км 586, Нижегородская область, Чувашская Республика (от пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 22К-0162 «Работки – Порецкое» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения A-151 «Цивильск – Ульяновск»)» по территории Чувашии. Сумма хоз. договора – 225 916,00 рублей Учебно-лабораторная база кафедры В настоящее время на кафедре археологии, этнографии и региональной истории значительное внимание уделяется совершенствованию учебно-лабораторной базы образовательного процесса. Занятия проводятся в специализированных аудиториях, что позволяет приблизить учебный процесс к предстоящей профессиональной деятельности выпускников. В рамках реализации образовательного процесса на кафедре созданы межкафедральна учебная лаборатория, позволяющие значительно повысить эффективность учебного процесса и качества подготовки специалистов. В состав учебно-лабораторной базы кафедры входят межкафедральная учебная лаборатория по этнографии и межкафедральная учебная лаборатория по археологии (535 и 517, 332 ауд.). При кафедре создан методический кабинет (534 ауд.), который оснащен новинками учебно-методической литературы, аудио-видеоматериалами, архивом дипломных и др. научных работ, также имеются наглядные материалы (исторические карты, атласы, репродукции и др.), что позволяет сделать самостоятельную работу студентов комфортной и плодотворной. Для ведения самостоятельной работы студентов и аспирантов активно используются архивные фонды и учебное оборудование лаборатории. В процессе обучения студенты на базе специализированного аудиторного фонда, получают навыки необходимые в профессиональной деятельности. Учебная лаборатория при кафедре АЭиРИ, в составе факультета представляет собой уникальный модуль, где тесно переплетаются и параллельно решаются как учебные, так и прикладные задачи. Учебное оборудование лаборатории представляет собой прочную базу образовательного процесса, позволяет наглядно дополнить читаемые курсы. Учебная лаборатория по археологии предназначен для проведения учебных занятий с использованием современных мультимедийных средств обучения, а также для проведения конференций, совещаний, круглых столов по изучаемой тематике. Кабинет оборудован мультимедийным проектором, ноутбуком с подключением к сети Интернет. Данное оборудование используется для подготовки и просмотра презентаций, видеофильмов, работы в он-лайн режиме с сайтами научных учреждений, обеспечения наглядности при проведении занятий. Возможности мекафедральной учебной лаборатории способствуют эффективному формированию и совершенствованию профессионально-коммуникативной компетенции, расширению социкультурного кругозора студентов. Учебное оборудование лаборатории активно используются в учебном процессе историко-географического факультета. При создании стендов учебной археологической лаборатории использовался историко-культурный подход, и ставшая традиционной периодизация по эпохам: палеолит, неолит и бронза, ранний железный век, средневековье. Учебное оборудование стенда «Эпоха палеолита» дает представление о первоначальном заселении человеком современного физического типа территории Урало-Поволжья, древнейших памятниках. Подчеркиваются специфические условия обитания, хозяйственной и культурной деятельности. Учебное оборудование стенда «Эпоха неолита» раскрывает региональную специфику культуры древнего населения. Стенд «Эпоха бронзы» посвящен возникновению производящего хозяйства на территории Среднего Поволжья на рубеже III – II тыс. до н.э. История первых государственных образований Среднего Поволжья отражена в стенде эпохи средневековья. При создании учебной этнографической лаборатории ставилась задача показать особенности материальной и духовной культуры автохтонного финно-угорского и пришлого болгаро-суварского (тюркского) населения Среднего Поволжья. Особая роль в организации пространства этнографической лаборатории отведена чувашскому орнаменту как семантическому национальному коду. Таким образом, комплексный характер содержаний учебного оборудования и материалов, а именно изучение всего спектра культур Среднего Поволжья от эпохи камня до этнографической современности дают возможность показать истоки и динамику развития культур, способствуют повышению качества читаемых дисциплин и учебного процесса в целом. В 2020 году на факультете завершилась реконструкция межкафедральной учебной лаборатории. Создана новая экспозиция, посвященная Петру Владимировичу Денисову- ученому-этнографу, основателю научной школы в Волго-Уралье. Межкафедральная учебная лаборатория по этнографии (аудитория 535) разделен на небольшие информационные зоны, в которых представлены традиционный быт и культура чувашей XIX – XX вв., виды хозяйственной деятельности, промыслы, декоративно-прикладное искусство. В настоящее время на кафедре археологии, этнографии и региональной истории значительное внимание уделяется совершенствованию учебно-лабораторной базы образовательного процесса. Занятия проводятся в специализированных аудиториях, что позволяет приблизить учебный процесс к предстоящей профессиональной деятельности выпускников. В рамках реализации образовательного процесса на кафедре созданы межкафедральна учебная лаборатория, позволяющие значительно повысить эффективность учебного процесса и качества подготовки специалистов. Учебная лаборатория при кафедре АЭиРИ, в составе факультета представляет собой уникальный модуль, где тесно переплетаются и параллельно решаются как учебные, так и прикладные задачи. Учебное оборудование лаборатории представляет собой прочную базу образовательного процесса, позволяет наглядно дополнить читаемые курсы. Учебная лаборатория по археологии предназначен для проведения учебных занятий с использованием современных мультимедийных средств обучения, а также для проведения конференций, совещаний, круглых столов по изучаемой тематике. Кабинет оборудован мультимедийным проектором, ноутбуком с подключением к сети Интернет. Данное оборудование используется для подготовки и просмотра презентаций, видеофильмов, работы в он-лайн режиме с сайтами научных учреждений, обеспечения наглядности при проведении занятий. Возможности мекафедральной учебной лаборатории способствуют эффективному формированию и совершенствованию профессионально-коммуникативной компетенции, расширению социкультурного кругозора студентов. Учебное оборудование лаборатории активно используются в учебном процессе историко-географического факультета. При создании стендов учебной археологической лаборатории использовался историко-культурный подход, и ставшая традиционной периодизация по эпохам: палеолит, неолит и бронза, ранний железный век, средневековье. Учебное оборудование стенда «Эпоха палеолита» дает представление о первоначальном заселении человеком современного физического типа территории Урало-Поволжья, древнейших памятниках. Подчеркиваются специфические условия обитания, хозяйственной и культурной деятельности. Учебное оборудование стенда «Эпоха неолита» раскрывает региональную специфику культуры древнего населения. Стенд «Эпоха бронзы» посвящен возникновению производящего хозяйства на территории Среднего Поволжья на рубеже III – II тыс. до н.э. История первых государственных образований Среднего Поволжья отражена в стенде эпохи средневековья. При создании учебной этнографической лаборатории ставилась задача показать особенности материальной и духовной культуры автохтонного финно-угорского и пришлого болгаро-суварского (тюркского) населения Среднего Поволжья. Особая роль в организации пространства этнографической лаборатории отведена чувашскому орнаменту как семантическому национальному коду. Таким образом, комплексный характер содержаний учебного оборудования и материалов, а именно изучение всего спектра культур Среднего Поволжья от эпохи камня до этнографической современности дают возможность показать истоки и динамику развития культур, способствуют повышению качества читаемых дисциплин и учебного процесса в целом. В 2020 году на факультете завершилась реконструкция межкафедральной учебной лаборатории. Создана новая экспозиция, посвященная Петру Владимировичу Денисову- ученому-этнографу, основателю научной школы в Волго-Уралье. Межкафедральная учебная лаборатория по этнографии (аудитория 535) разделен на небольшие информационные зоны, в которых представлены традиционный быт и культура чувашей XIX – XX вв., виды хозяйственной деятельности, промыслы, декоративно-прикладное искусство.
|