Общество политологов представляет экспертный опрос посвященный курсу Основы российской государственности Печать
31.05.2023 13:51

Эксперты отмечают высокий уровень востребованности курса «Основы российской государственности» как в контексте актуализации геополитических угроз, так и с учетом наличия в современной России у значительного количества граждан «раздробленного, мозаичного мировоззрения», что «не способствует солидарности, общественной консолидации, развитию устойчивых форм взаимоотношений между человеком, обществом и государством, ориентированных на развитие».

Ключевые задачи курса, по мнению экспертов, лежат в сфере воспитания подрастающего поколения – речь идет о «повышении идеологического уровня» молодежи, о формировании мировоззренческих и ценностных ориентиров гражданственности. Кроме того, курс видится в контексте создания «платформы для воспитания настоящих патриотов, а не потребителей». В то же время, не менее значимой выступает и образовательная функция «Основ российской государственности». Так, по мнению экспертов, патриотическая позиция молодых людей должна быть основана на полученных в рамках курса знаниях о формировании и развитии российского государства, основных социально-политических идей, решаемых проблем на различных этапах развития.

Как отмечают эксперты, принципиальным отличием нового курса от остальных преподаваемых в ВУЗах дисциплин социально-гуманитарного профиля должна стать его «определенная идеологическая направленность», нацеленность на «формирование определенных мировоззренческих установок». Кроме того, курс должен отличаться комплексностью, системным взглядом на российскую государственность, а также своим прикладным характером – ориентацией «на формирование практических навыков взаимодействия гражданина с государственными структурами», «стимулирование гражданской активности, в том числе в условиях цифровизации (электронное участие, реализуемое посредством цифровых платформ)».

С содержательной точки зрения эксперты предлагают обратить особое внимание на два блока тем. Во-первых, осветить в курсе вопросы международной безопасности – «места России в мире в условиях формирования новой геополитической структуры – коллективного Востока, способного противостоять коллективному Западу», «видение России как одной из Великих держав». Во-вторых, отдельного внимания требуют социокультурные вопросы, ориентированные на укрепление гражданской идентичности молодых людей, что требует в том числе изучения основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Большую надежду эксперты возлагают на методическое оснащение курса. Специалисты отмечают, что «курс должен быть лишен прямого навязывания каких-либо идей, принципов и подходов (это вызовет только отторжение)»; в общении со студентами должна быть дискуссионность, открытость; «необходимо разговаривать со студентами «на равных», на понятном им языке»; «не стоит выстраивать преподавание в строго назидательном ключе, по формуле «мы всегда хорошие, они всегда плохие», рассматривая современные политические процессы в мире»; «не нужно бояться в разумных пределах говорить о некоторых политических проблемах современной России».

Среди оптимальных для использования на семинарах по курсу методик эксперты выделяют: политические дебаты, мозговые штурмы, майндмэппинг, переговоры, разработка научных и творческих проектов, разбор кейсов, моделирование, проведение круглых столов с представителями общественно-политических организаций и движений и др.

Несмотря на, в целом, положительное отношение к вводимой в образовательные программы дисциплине, эксперты выделяют ряд проблемных моментов:

Цель, заявленная при включении данного курса в образовательную программу, как отмечают эксперты, «носит расплывчатый, широкий, амбициозный характер ни в рамках всего процесса обучения в ВУЗе ни, тем более, в рамках одной учебной дисциплины». Так, например, в контексте формирования интегрального «общенационального кода», способного усилить традиционно сильные стороны российского общества через определенные образы и архетипы, по мнению экспертов, «необходимо проверять и подтверждать важность указанных ценностных ориентиров, избегая при этом заклинаний и декламации».

Эксперты призывают избегать дублирования тематического содержания таких курсов, как «История», «Обществознание» и иных дисциплин, которые преподаются в старших классах школ и в ВУЗах. Кроме того, специалисты отмечают разную степень актуальности курса для студентов различных направлений. «Он представляется излишним, например, для студентов исторических, политологических, юридических факультетов, где основы государственности и связанные с ними вопросы изучаются достаточно объемно». «А вот для «технарей» и «естественников», не избалованных изучением наук об обществе, новый курс может иметь более высокую ценность».

Успех курса, по мнению экспертов, во многом будет сопряжен с «педагогическим мастерством и искренней убежденностью преподавателя в тех вещах, о которых он будет рассказывать», поэтому одним из ключевых вызовов при внедрении нового курса является подготовка кадров. «Сложность (болезненность для определенной части обучающихся) поднимаемых в данном курсе вопросов требует особой квалификации, профессиональной подготовки преподавателей». В то же время, как отмечают представители академической среды, семинары по дисциплине будут вести преимущественно ассистенты кафедр – молодые специалисты. В данном контексте встает следующий вопрос: «Насколько мнение молодого преподавателя будет значимо и главное авторитетно в поиске ответов на сложные, не всегда однозначные вопросы?»

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Основы российской государственности» планируется как обязательный для освоения всеми направлениями подготовки: от гуманитарных до технических, творческих, медицинских и др. Такой подход потребует не только формирования соответствующей учебно-методической базы, создания пособий, учебников. Крайне важна подготовка всей инфраструктуры: переподготовка и повышение квалификации преподавателей, кадрового обеспечения (планируется значительное повышение нагрузки на преподавателей социо-гуманитарного цикла, что потребует расширения состава кафедр, а где-то, возможно, восстановление или создание ставок и кафедр вновь). Одним из важных направлений данной работы видится научное обеспечение этого процесса. Необходим интенсивный диалог профессиональных сообществ: историков, политологов, юристов, социологов, культурологов, философов, религиоведов, экономистов, искусствоведов и других по основным проблемным вопросам курса: специфика исторического развития российской цивилизации, мировоззрение и ценности российского общества, архетипы и образы российской политической культуры и многие другие.

Стоит отметить, что работа по укреплению российской идентичности, воспитанию детей и молодежи, развитию социально-политического просвещения в целом не может ограничиваться только соданием школьных и вузовских курсов. Здесь необходимо решать большой комплекс вопросов и в образовании, и в сфере культуры и, в особенности, в области массовых коммуникаций. Одна из самых сложных задач в этом смысле – сделать так, чтобы не было существенного рассогласования в содержании такой работы.

СКАЧАТЬ АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ