Открытая лекция «Альтернативные школы США как постмодернистский дидактический проект» Печать
19.12.2019 11:27

17 декабря 2019 года на историко-географическом факультете состоялась открытая лекция доктора педагогических наук, профессора, заведующего центром организационно-издательской деятельности и международного сотрудничества ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Российской академии образования Татьяны Николаевной Боковой, которая приехала в Чувашский государственный университет для участия в проходящей в эти дни Всероссийской научной конференции с международным участием «Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения)».

Перед студентами-историками Т.Н. Бокова выступила с лекцией на тему «Альтернативные школы США как постмодернистский дидактический проект», в ходе которой познакомила слушателей с основными подходами к пониманию постмодернизма в современной науке и его влиянии на систему образования, а также представила результаты своей исследовательской деятельности, связанной с изучением альтернативных школ в США. В ходе этого проекта был собран и систематизирован материал о работе 32 альтернативных школ разных типов в 17 штатах страны за последние 20 лет, что позволило проанализировать всю систему таких школ в целом, выявить ее сильные и слабые стороны. Также был проведен опрос среди американских учащихся, результаты которого свидетельствуют о несомненной привлекательности для них подобной системы образования.

Татьяна Николаевна постаралась раскрыть ключевые идеи альтернативной школы: поливариантность обучения, узкоспециализированная учебная программа, децентрализация процесса обучения, предполагающая активное включение в образовательный процесс дополнительных внешних структур, стремление к удовлетворению индивидуальных потребностей каждого ученика. При этом лектор акцентировала внимание как на достоинствах такой системы обучения, так и на ее недостатках и определенных сложностях, возникающих в процессе реализации. Поэтому в заключении еще раз было подчеркнуто, что изучение системы альтернативных школ в США нацелено не на прямое копирования данной модели обучения, а прежде всего на использование накопленного опыта с целью избежать возможных ошибок при реформировании российского образования.

Тема выступления вызвала большой интерес студентов и многочисленные вопросы: о стандартах обучения при такой системе, особенностях подготовки педагогов, истории возникновения альтернативных школ и перспективах использования их опыта в нашей стране. Активное обсуждение с лектором поставленной темы показало, что слушатели не только получили интересную информацию о системе образования в США, но и подняли целый ряд важных проблем, касающихся общих тенденций развития современного образования, которые несомненно будут затронуты и в ходе работы конференции «Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания».