Конкурс "Великие сыны России - Битва за Москву" Печать
21.10.2016 18:11

Объявлен конкурс научно-исследовательских и творческих работ для школьников и студентов в рамках проекта "Великие сыны России". В этом году он посвящен 75-летию одного из ярких событий Великой Отечественной войны - Битве за Москву. Приглашаем студентов и научных руководителей активно принять участие в организации данного конкурса.

Положение

о республиканском конкурсе-фестивале научно-исследовательских и творческих работ «Великие сыны России – Битва за Москву», посвященного 75-летию проведения битвы за освобождение Москвы в Великой Отечественной войне.

 

Общие положения

 

Все дальше и дальше уходит в прошлое событие, какому по значению и масштабам нет равных. Речь идет о том незабываемом для нашего народа времени, когда казалось, что исход Великой Отечественной войны предрешен и падение Москвы – дело ближайших дней. Эту дату особенно бережно хранят в памяти ветераны, которые дошли до Берлина, вернулись из пекла войны живыми и одержали еще одну победу – подняли страну из руин.

За всю свою многовековую историю роль Москвы никогда прежде не становилась такой ответственной, как в войне с нацистской Германией. В годы Отечественной войны столица стала главным командным пунктом страны, откуда шло управление Вооруженными Силами Советской армии.

Битва под Москвой — яркий пример успеха, достигнутого в оборонительных сражениях, разгрома наступающего врага меньшими силами с последующим переходом в контрнаступление. Победа в Битве за Москву не просто способствовала укреплению антигитлеровской коалиции и расширению движения сопротивления народов Европы, но вдохновила советский народ и воинов Красной Армии на новые героические подвиги, подарила уже казавшуюся потерянной уверенность и непреклонную волю к полному разгрому врага. Советский народ и армия сотворили чудо, превратив эту кровопролитную и жестокую битву в феномен не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй Мировой войны в целом.

Весьма значительна отечественная мемуарная литература о битве под Москвой. Необходимо отметить, что кроме ценнейшего материала о действиях Красной Армии, в воспоминаниях наших военачальников нередко дается информация о состоянии войск противника на различных этапах боевых действий. Особое место среди мемуаров занимают «Воспоминания и размышления» Г.К. Жукова. Нельзя не назвать и вышедшую в 1996 г. книгу П. Судоплатова «Разведка и Кремль». Автор известный советский разведчик, возглавлявший в годы войны один из отделов разведки НКВД, рассказывает, что на стол советскому руководству в 1941 г. попали некоторые документы гитлеровского командования подтверждавшие, что затягивание войны означает возможное поражение вермахта.

Послевоенная отечественная историография, описывая действия советских войск в ходе различных сражений, не раскрывала в полной мере положение на тот же период противной стороны. Советскими исследователями были опубликованы основные источники, посвященные советской армии во второй мировой войне, однако фундаментальный разбор конкретных сражений на этой основе не проводился.

Отечественные историки выделяют несколько этапов сражения под Москвой:

1. 30 сентября 1941 – 5 декабря 1941 г. – оборона столицы: советские войска отражали удары немецко-фашистских войск на Москву, в результате чего сорвали план противника по захвату столицы и создали условия для перехода в контрнаступление.

2. 5 – 6 декабря 1941 – 7 января 1942 гг. – контрнаступление: советские войска нанесли противнику крупное поражение и отбросили его войска от Москвы.

3. 8 января 1941 г. – 20 апреля 1942 г. – общее наступление Красной Армии на советско-германском фронте.

С конца 50-х годов в нашей стране появилось большое количество научных изданий, в которых исследовались крупнейшие операции, проводившиеся Красной Армией в годы войны. Битва под Москвой нашла отражение практически во всех книгах,

выходивших в то время по данной теме. Важное место занимает второй том «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945», в котором с учетом достижений военно-исторической мысли того времени исследованы ход великой битвы, показано ее значение. Однако источники немецкой стороны в этой работе были представлены недостаточно. В трудах, посвященных непосредственно Московской битве, в некоторой степени восполнялся пробел информации, относящийся к действиям противника. В них вводились в научный оборот многие сведения из мемуаров немецких военачальников.

В 1965 г. в ознаменование 20-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне Москве было присвоено почетное звание «Город-герой». Это послужило стимулом для более широкого и углубленного исследования Московской битвы в трудах по истории Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. Однако, многие трагические страницы сражений под Вязьмой и Брянском в октябре 1941 г., неудачи соединений Красной Армии в период контрнаступления были не до конца исследованы по причине закрытости ряда архивных фондов, в которых отложились важные документы советского командования, а также в связи с отсутствием доступа к материалам германской стороны. Этот пробел лишь в некоторой степени восполнялся в книгах, посвященных непосредственно Московской битве. Так, в труде Д.З. Муриева «Провал операции «Тайфун» приводятся документы германского командования о подготовке операции по захвату Москвы, опубликованы данные о соотношении сил сторон, сформулированы положения о превосходстве советского военного искусства над военным искусством противника.

В наши дни работа по исследованию Московской битвы не прекращается. Выходят в свет труды, которые объективно освещают события того периода, заполняют остающиеся белые пятна в истории войны. Среди них, в первую очередь, следует назвать книгу генерала армии М.А. Гареева «Неоднозначные страницы войны». Статьи о Московской битве сегодня нередко можно встретить также в популярных газетах и журналах. Среди прочих, выходят и такие публикации, в которых раскрывается во многом неоднозначная картина войны на советско-германском фронте через воспоминания бывших военнослужащих как Красной Армии, так и вермахта. Факт этот отрадный, поскольку ни один документ не заменит живого слова человека о событиях тех далеких лет. В целом отечественная историография Московской битвы обстоятельна и разнообразна. В ней нашли освещение разные аспекты сражений у стен столицы. В научный оборот введен огромный документальный материал. Тем не менее, остается проблема более полного освещения этого события с учетом региональных архивных источников, посвященных организации и проведению операции по обороне Москвы, созданию трудовых резервов для подвига Красной Армии в тылу.

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ проводится с 20 сентября 2016 г. по 20 ноября 2016 г. и посвящен 75-летию со дня начала битвы за Москву.

 

Цели и задачи конкурса

Конкурс научно-исследовательских работ проводится с целью:

- детального изучения участниками конкурса событий начального этапа Великой Отечественной войны и битвы за Москву как его завершения.

 

Задачи конкурса:

- развития у учащихся и студентов патриотизма и любви к Родине - России;

- повышения интереса учащихся и студентов к российской истории и науке, усвоению мировых основ научных знаний;

- поиска и поддержки талантливых молодых исследователей, способных к научно-исследовательской деятельности;

- подготовки школьников к научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях.

 

Организаторы конкурса

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики;

БОУ ДПО ПК (С) «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии;

Центр мониторинга и развития образования г. Чебоксары;

Историко-географический факультет ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»;

Благотворительный фонд «Дети Отчизны - достойная смена»;

Культурно - выставочный центр «Радуга».

 

Участники конкурса

Участниками конкурса могут быть обучающиеся организаций общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, воспитанники организаций дополнительного образования, коллективы школьных музеев, представители школьных и студенческих научных обществ, расположенных на территории Чувашской Республики.

Конкурс проводится в четырёх категориях:

- среди учащихся и воспитанников 6-8 классов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Чувашской Республики;

- среди учащихся и воспитанников 9-11 классов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Чувашской Республики;

- среди учащихся и студентов средних профессиональных организаций;

- среди студентов высших профессиональных организаций.

Дополнительно принимаются работы учащихся 3-5 классов (вне конкурса).

 

Порядок проведения

Конкурс проводится в два этапа:

1 этап – отборочный – заочный

- представление конкурсной работы на бумажном носителе и в электронном виде с заполненной заявкой в оргкомитет конкурса по адресу г. Чебоксары, пр-т М. Горького, д. 5 (БОУ ДПО ПК (С) «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии) 222 каб. в срок до 14 ноября 2016 года до 12 часов. Работа каждого участника жюри оценивает по 100 - бальной шкале. Участники конкурса, набравшие наибольшее количество баллов по каждому направлению в каждой категории, становятся участниками финального тура по решению жюри.

2 этап – финальный – очный.

Проводится 20 ноября 2016 года в здании Историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н.Ульянова.

Финальный тур в форме научно-практической конференции и публичной защиты исследовательской работы. По результатам финального этапа жюри определит победителей и призёров в каждом разделе конкурса по четырём возрастным категориям.

 

Рекомендуемые основные направления (секции) Конкурса.

1. Битва за Москву в контексте Великой Отечественной войны (секция посвящена изучения дипломатических и внешнеполитических предпосылок Великой Отечественной войны, анализу этапов основных военных действий, формированию воинских частей и тылового обеспечения; морально-психологическая ситуация советского общества в период обороны Москвы и контрнаступления советских войск, влияние битвы за Москву в расстановке союзнических сил Второй Мировой войны).

2. Великие сыны России – в битве за Москву (секция посвящена известным и малоизученным биографиям непосредственных участников военных действий, государственных, политических и дипломатических деятелей, представителей общественности, науки и культуры, принявшие участие в битве).

3. Чувашский край в битве за Москву (в секции должны быть представлены работы по краеведческим вопросам вклада Чувашии, ее населенных пунктов и их жителей в организацию и проведение битвы за Москву (формирование ополчений, проведение сбора денег на приобретение вооружения и техники для участников обороны Москвы.

4.Фестиваль творческих работ (принимаются творческие работы, отображающие тематику конкурса и его основных направлений).

Окончательные конкурсные направления (секции) для возрастных категорий участников конкурса будут утверждены организаторами конкурса после завершения 1 этапа конкурса.

Среди внеконкурсных работ учащихся 3-5 классов разделение работ по направлениям (секциям) не будет.

 

Условия участия в конкурсе

Для участия в конкурсе необходимо направить в адрес оргкомитета:

1) регистрационный лист (анкета-заявка) участника по прилагаемой форме (Приложение № 1);

2) сводная заявка от образовательной организации за подписью руководителя;

3) текст конкурсной работы и тезисы к работе в скоросшивателе в одном экземпляре;

4) текст работу также надо будет выслать на электронную почту: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript для издания сборника работ.

Регистрационные листы (анкеты) без конкурсных работ рассматриваться оргкомитетом не будут. Конкурсная работа готовится в соответствии с требованиями к работам (Приложение № 2). Не разрешается защита одной конкурсной работы в нескольких секциях. Автор может заявить для участия в конкурсе не более одной работы в каждой секции. У работы не должно быть более двух авторов.

 

Критерии оценки работ

При подведении итогов конкурса жюри учитывает:

- актуальность темы;

- научная новизна в проблематике и методике решения поставленной цели;

- соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам;

- уровень проведенной исследовательской работы;

- умение работать с источниками и литературой по рассматриваемой тематике;

- научно-практическая значимость полученных результатов;

- оформление текстового материала работы, приложений, списка источников и литературы;

- культура оформления материала.

Время публичного представления доклада в финальном туре – 7 минут. При защите конкурсной работы (устное сообщение, доклад) от участника потребуется подготовка презентации, высокий уровень дискуссионно-ораторских навыков, умение отвечать на вопросы, создание атмосферы взаимного общения аудитории. Главная задача докладчика – точно сформулировать и эмоционально изложить суть своей работы в течение 7 минут.

Победители конкурса будут определены по сумме баллов набранных за содержание и оформление работы и за публичную презентацию.

 

Требования к научно-исследовательским работам.

- на конкурс принимаются научно-исследовательские работы объёмом до 10 печатных или рукописных листов А4 плюс приложения, оформленные в виде брошюры;

- научно-исследовательская работа должна иметь следующую структуру: название, оглавление, основное содержание работы, перечень источников и литературы, использованной при подготовке работы, приложения.

 

Координация проведения конкурса

Координация конкурса осуществляется оргкомитетом, в который входят учредители конкурса и представителями заинтересованных организаций. Оргкомитет формирует жюри конкурса.

Жюри Конкурса создается с целью отбора и оценки лучших работ и определения победителей, в соответствии с методикой и критериями оценки конкурсных работ, определяемыми данным Положением.

Состав жюри формируется Организационным комитетом Конкурса из наиболее авторитетных работников отрасли образования, представителей Высшей школы, государственных органов, независимых экспертов и утверждается Организаторами Конкурса. В финале работа жюри проходит по разделам. Количество членов жюри в каждой комиссии нечетное и не менее пяти человек.

Оценку работ жюри производит исходя из критериев оценки работ.

 

Организационные вопросы

Расходы по оплате проезда участников финального этапа конкурса из районов республики несут организаторы конкурса.

Ответственность за здоровье и безопасность детей, приглашенных на конференцию, несёт руководитель делегации или родители (законные представители).

Награждение победителей

Авторы лучших работ среди учащихся 3-5 классов награждаются дипломами 1,2,3 степени и ценными призами.

Авторы лучших работ в категориях 6-8 классы, 9-11 классы и студенты по каждому направлению награждаются дипломами 1,2,3 степени и денежными сертификатами в размере 5000, 3000, 2000 рублей. В случае представления работы двумя авторами денежная премия делится между ними. Лауреаты фестиваля творческих работ награждаются денежной премией в размере 1000 рублей.

В рамках финального тура члены жюри имеют право самостоятельно определять дополнительные номинации и победителей в этих номинациях среди участников конкурса.

Научные руководители победителей конкурса награждаются дипломами оргкомитета и поощрительными премиями в размере 1000 рублей.

Каждый участник конкурса получает сертификат участника

 

 

Контактная информация

8927 858 1612 – Иванова Лариса Владимировна E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

* 428018, г. Чебоксары, пр-т М. Горького, д.5, каб. 222 БОУ ДПО ПК (С) «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

 

Требования к работам

а) Исследовательские работы

Работа должна быть выполнена на стандартных листах формата А-4 с соблюдением полей, оформлением титульного листа, оглавления, подшита и пронумерована. Текст следует набирать 14 шрифтом и размещать на одной стороне бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм, верхнее не менее 15 мм, нижнее не менее 20 мм, с межстрочным интервалом 1,5 знака.

Объём работ должен составлять не более 10-ти страниц, содержащих следующую информацию:

- цели, задачи и методы исследования, анализ современного состояния проблемы (вопроса), актуальность. Указание научной, методической, специальной литературы (краткая характеристика того, что известно об исследуемом событии, явлении, факте; в каком направлении происходят исследования других авторов);

- теоретическое обоснование и раскрытие сущности основных понятий и проблем, связанных с избранной темой;

- анализ фактического материала, раскрывающего тему конкурсной работы;

- научно-обоснованные выводы, предложения и рекомендации по решению проблемы;

- список источников и литературы, используемых в данной работе.

Нумерованный список источников и литературы размещается в конце работы, в тексте ссылка на источник оформляется в квадратных скобках (первая цифра – номер источника, вторая – номер страницы, например,: [2, 15]). Список источников и литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.1. – 2003, кегль 12.

В качестве иллюстративного материала к работам можно использовать слайды, фонозаписи, фотографии, репродукции. Работы должны иметь рецензию научного руководителя конкурсанта.

б) Тезисы конкурсных работ

Тезисы должны быть объёмом до одной машинописной страницы и содержать краткий обзор конкурсной работы.

в) Стендовые доклады

Материалы стендового доклада должны быть предварительно оформлены на листе ватмана стандартного размера А-4, сверху работы, выполненные шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе фамилия авторов и научного руководителя, учреждение, город, где выполнена работа, шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм). Структура стенда должна содержать следующие основные элементы:

постановка целей, задач и методов их решения;

основные результаты работы и их анализ;

научно-обоснованные выводы.

Стенд должен удовлетворять следующим условиям: наглядность, популярность, соотношение иллюстративного и текстового материала 1:1, оптимальность количества информации (за 1-2 минуты зритель должен полностью изучить стенд).

Представление стендового доклада дает право на получение дополнительных баллов при оценке конкурсной работы.

 

Анкета-заявка

участника республиканского конкурса-фестиваля научно-исследовательских и творческих работ «Великие сыны России – Битва за Москву», посвященного 75-летию проведения битвы за освобождение Москвы в Великой Отечественной войне.

Работа представлена в секцию____________________________________________

Категория участника(ов)_________________________________________________

ФИО участника(ов) полностью___________________________________________

Домашний адрес, контактный телефон автора(ов)___________________________

Название работы, подаваемой на конкурс ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор (год, месяц, день) месяц рождения _______________________________________________________________________

Место учебы____________________________________________________________

Автор (год, месяц, день) месяц рождения

Место учебы____________________________________________________________

ФИО научного руководителя______________________________________________

Дата заполнения_________________________________________________________

Подпись автора (ов)______________________________________________________