Факультет переходит на уровневую подготовку специалистов... Печать
18.12.2010 22:00

Все вузы России, в том числе Чувашский госуниверситет им. И.Н.Ульянова и другие вузы Чувашии, со следующего года должны начать переход на уровневую подготовку специалистов. Если в течение месяца Государственная Дума РФ не примет изменений в действующее законодательство, с 1 января 2011 года высшее образование станет уровневым: 1 уровень – бакалавр, 2 уровень – специалист или магистр. Данная реформа предпринята в русле реализации идей Болонской декларации.

В 1999 году в городе Болонья (Италия) состоялась встреча министров образования европейских стран, в результате которой 29-ю странами было подписано соглашение, получившее название Болонской декларации. Именно с этого момента стартовал так называемый «Болонский процесс» формирования единого образовательного пространства стран Европы. Россия участвует в Болонском процессе с 2003 г. Согласно вышеназванной декларации основные цели, ведущие к сопоставимости национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы, должны быть достигнуты к 2010 году. Для этого страны-участницы должны выполнить 6 основных задач:

1. Введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;

2. Переход на двухсоставную систему высшего образования (бакалавриат-магистратура);

3. Оценка трудоемкости (курсов, программ) в зачетных единицах (кредитах) и отражение учебной программы в международном приложении к диплому, разработанном ЮНЕСКО;

4. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала учебных заведений;

5. Обеспечение необходимого качества образования;

6. Обеспечение автономности вузов.

Единое образовательное пространство очень важно для повышения академической мобильности студентов и преподавателей. То есть студент может поступить в бакалавриат российского вуза и при этом часть интересующих его дисциплин изучить в университетах Европы. Мобильность студентов и преподавателей позволит существенно улучшить качество образования и значительно повысить конкурентоспособность выпускников вузов. Одним из плюсов участия России в Болонском процессе станет признание российских дипломов в более чем 50-и странах, в т.ч. почти во всех европейских, подписавших Болонскую декларацию.

В октябре 2007 года бывший в то время Президентом России В.В.Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления уровней высшего профессионального образования)». Вместо ступеней высшего профессионального образования (ВПО) были введены законодательно уровни ВПО: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» (нормативный срок обучения – 4 года) – бакалавриат; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» (нормативный срок обучения– 5 лет) или квалификации (степени) «магистр» (нормативный срок обучения – 2 года) – специалитет или магистратура. Диплом бакалавра будет свидетельствовать о том, что студент получил основные знания и навыки, необходимые для выполнения профессиональных функций. Получение диплома магистра означает, что студент прошел более углубленную подготовку, включающую не только развитие знаний и навыков, но и узкоспециализированное обучение. Согласно данному закону, если раньше вузы проводили набор абитуриентов, как правило, на специалитет со сроком подготовки 5 лет, то со следующего года будут осуществлять набор на бакалавриат со сроком подготовки 4 года. Однако продолжится подготовка по отдельным специальностям медицинской, творческой и инженерной направленности, а также в сфере безопасности. Таким образом, при переходе на двухуровневую систему образования абитуриентам предоставляется выбор: сколько времени посвятить обучению в вузе. Нежелающие тратить много времени на образование, могут быстрее получить необходимые знания и навыки и приступить к работе, если же через какое-то время у них возникнет необходимость продолжить образование, они могут обратиться к ступени магистра.

Согласно законодательству при переходе на уровневое образование устанавливается перечень соответствия «старых» и «новых» образовательных программ. Из 84 образовательных программ, на которые Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова будет иметь право ведения образовательный деятельности, Ученый совет университета планирует осуществлять подготовку по направлениям, наиболее востребованным экономикой страны и Чувашии.

Программы бакалавриата

021000 География.

030600 История.

034700 Документоведение и архивоведение.

100400 Туризм.

Программы магистратуры

021000 География.


Чувашский госуниверситет им. И.Н.Ульянова проводит большую подготовительную работу по переходу на двухуровневую систему образования: разработаны все необходимые локальные нормативные акты, создаются новые учебные планы и рабочие программы, совершенствуются методики учебной работы. К 1 февраля 2011 года основные образовательные программы, по которым планируется осуществлять образовательную деятельность, будут размещены на сайте университета.

В настоящее время Чувашский госуниверситет им. И.Н. Ульянова осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров по 64 специальностям, 33 направлениям бакалавриата, 16 магистерским программам, 8 направлениям интернатуры и 22 специальностям ординатуры, 48 специальностям аспирантуры. Таким образом, непрерывное профессиональное образование осуществляется по широкому спектру направлений и специальностей.

Университет включает в себя 20 факультетов.

В ЧГУ получают высшее образование около 17,5 тыс. студентов, в том числе более 300 иностранных студентов из 38 стран мира. 70% студентов очной формы обучаются на бюджетной основе.

Сегодня функционируют 3 филиала в городах Алатырь, Канаш и селе Батырево, а также 2 представительства – в городе Казань Республики Татарстан и Стерлитамак Республики Башкортостан. Наличие филиалов позволяет получать высшее образование приближенно к месту проживания, что существенно снижает семейные расходы на его получение, что, в свою очередь, является одним из принципов непрерывного образования.

В университете трудятся около 2800 человек, из которых свыше 1300 – профессорско-преподавательский состав, включающий 158 профессоров, 160 докторов наук и свыше 600 доцентов, кандидатов наук. В общей сложности коллектив университета объединяет около 20 тысяч преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов, ординаторов и учащихся.

 

В оперативном управлении ЧГУ находятся 125 зданий и сооружений. В городе Чебоксары подразделения Чувашского госуниверситета им. И.Н.Ульянова располагаются в 20 учебных корпусах, 8 общежитиях, других зданиях общей площадью более 130 тыс. кв. м. В распоряжении преподавателей, студентов, аспирантов и учащихся университета имеется Научная библиотека с многочисленной сетью читальных залов и абонементов учебной, научной и периодической литературы, оснащенных системами электронных каталогов и электронной доставки документов и доступом через Интернет к крупнейшим библиотекам России и зарубежья. Функционирует Интернет-центр, обслуживающий более 7800 абонентов – пользователей; специализированные аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием; научно-исследовательские и учебные лаборатории.



Большое внимание в университете уделяется социальной защите членов университетского коллектива и формированию культуры здорового образа жизни. Функционирует учебно-спортивный комплекс площадью свыше 5000 кв. м. В спортивных секциях занимаются более 1000 человек. В составе университета – профилакторий на 100 мест, имеющий современную лечебную базу.

В весенне-летний период культурнодосуговые и спортивно-массовые мероприятия проводятся на базе спортивно-оздоровительного лагеря «Университетский», расположенного в одной из природных зон Цивильского района Чувашской Республики. Кроме того, университет располагает базой в д. Шомиково.

В дополнение к государственным академическим и социальным стипендиям для лучших студентов университета учреждено 69 именных и персональных стипендий, а также 30 стипендий за активную общественную деятельность.

В 2009 году деятельность университета в сфере социальной защиты работников и обучающихся отмечена дипломом лауреата по итогам Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

В ЧГУ имеется студенческий городок, жилищные условия которого полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. 85% иногородних студентов и все молодые студенческие семьи обеспечены местами для проживания в общежитиях. Для студентов во всех общественных точках питания университета помимо общего меню предложен комплексный социальный обед стоимостью не более 50 рублей.

Ученый совет выделяет финансовые средства на отдых и оздоровление студентов; проведение культурно-массовых, спортивно-массовых мероприятий. Как одна из очень эффективных форм социальной защиты, особо нуждающимся в нашем университете путевки на оздоровление выдаются бесплатно. Помимо университета, финансовую помощь оказывают спонсоры и выпускники Чувашского госуниверситета.



В 2010 г. в ЧГУ на очную форму обучения было зачислено 1828 студентов, в том числе по бюджету – 1285 чел. на бакалавриат и специалитет и 125 – в магистратуру.

На вечернюю и заочную форму обучения на 1 курс в университет и его филиалы в 2010 г. было зачислено 1113 чел., в том числе в головной университет – 650 и в филиалы – 463. Следует отметить, что в этом году число поступающих в филиалы по сравнению с 2008 г. увеличилось на 66,5%. Это говорит о повышении доступности высшего профессионального образования для жителей районов Чувашии, что в итоге положительно влияет на социально-экономические аспекты развития региона.

Наибольшая доля поступающих приходится на лиц из сельской местности ЧР и РФ. При этом существует тенденция ее увеличения: в 2008 г. доля составляла 53,6%, 2009 – 54,3%, 2010 – 55,6%.

В 2010 г. в университет поступили абитуриенты из 43 регионов России. В целом в ЧГУ получают образование студенты из 38 стран мира.

Средний конкурс по поданным заявлениям составил в 2008 г. – 6,8 чел. на 1 место; 2009 – 7,0; 2010 – 6,4. В 2010 г. наибольший конкурс наблюдался по специальностям «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (28,5 чел. на место); конкурсной группе специальностей «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (20,5 чел. на место); «Психология» (13,8 чел. на место); «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (8,1 чел. на место).

Средний балл зачисленных по ЕГЭ: в 2008 г. – 65,2; 2009 – 64,3; 2010 – 64,5.