Круглый стол «Прорывные направления гуманитарного знания» Печать

1-2 апреля 2019 года на базе Казанского федерального университета прошло совещание Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, участие в котором принимали представители Российской Академии наук, высших и средних учебных заведений Поволжского региона. Чувашский госуниверситет им. И.Н. Ульянова на этой встрече представляла профессор кафедры истории и культуры зарубежных стран Татьяна Николаевна Иванова.

Именно в рамках подобных совещаний определяется повестка дня о дальнейшем развитии исторического и обществоведческого образования. Итоговая резолюция этой встречи будет доложена непосредственно правительству Российской Федерации. Совещание было созвано по инициативе председателя Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, научного руководителя Института всеобщей истории РАН, председателя Национального комитета российских историков, сопредседателя Российского исторического общества Александра Огановича Чубарьяна.

Тон обсуждению задала открытая лекция академика А.О. Чубарьяна «О перспективах гуманитарного знания», на которой присутствовали ведущие ученые ряда вузов и студенты КФУ. Основной темой лекции стало определение перспектив развития социально-гуманитарных наук и знаний в контексте стратегии научно-технологического развития РФ.

Центральным событием совещания стал круглый стол «Прорывные направления гуманитарного знания», участие в котором принимали ученые Российской Академии наук, Чувашского, Удмуртского, Нижегородского, Ярославского, Башкирского государственных университетов, а также ученые ведущих вузов Казани.

Большой интерес вызвало прозвучавшее на круглом столе сообщение профессора ЧГУ Т.Н. Ивановой о проекте подготовки серии учебников «Мой город – Чебоксары», осуществляемого при поддержке администрации г. Чебоксары и одобренного научно-методическим советом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и Общественным со-ветом г. Чебоксары. Как отметил в ходе обсуждения А.О. Чубарьян, этот проект, направленный на юную аудиторию, является примером интеграции научных знаний в русле перспективного направления «новая локальная история» и популяризации истории в виде создания инновационных учебников. Их цель – в нестандартной форме рассказать об истории родного края и города, привлекая внимание школьников к тому, что за будущее своей малой родины несут ответственность именно они и именно им под силу реализовать идеи гражданственности, развивая эту территорию. По мнению А.О. Чубарьяна опыт реализации этого проекта необходимо транслировать и на другие регионы.

В ходе обсуждения представители многих ВУЗов обратились к Т.Н. Ивановой с просьбой о подготовке методических материалов для распространения этого опыта интеграции научных знаний и исторического образования.

В ходе совещания были также рассмотрены вопросы развития перспективного направления подготовки «Публичная история», проблемы соотношения всеобщей, отечественной и региональной истории в процессе преподавания. Особое внимание было уделено необходимости совершенствования системы повышения квалификации работников высшей школы, улучшения финансирования научных исследований в области истории, а также снижения чрезмерного административного регулирования труда преподавателей.