Научно-исследовательская работа кафедры археологии, этнографии и региональной истории Печать

 

Основные направления деятельности кафедры археологии, этнографии и региональной истории 

Кафедра археологии, этнографии и региональной истории является специализированным подразделением в структуре историко-географического факультета университета. Кафедра АЭРИ занимается научными разработками, преподаванием основных и специальных исторических дисциплин: археологии, этнологии и социальной антропологии, истории первобытного общества и истории народов Поволжья и Приуралья. С учетом этой специфики при кафедре функционируют аспирантура и докторантура, ведется госбюджетная научно-исследовательская работа.

Научные направления (научные школы) выпускающей кафедры:

История и культура Чувашии, Этнокультурные процессы в Среднем Поволжье и Приуралье: история и современность. Научная школа не достигла к настоящему моменту каких-либо результатов.

Основные виды услуг, оказываемые кафедрой:

- организация стационарных экспозиций;

- организация передвижных, специальных и временных выставок;

- подготовка и проведение тематических культурно-просветительских мероприятий (лекции, занятия, музейные уроки и др.).

- устная консультация;

- выявление исторических материалов, предметов фонда по заявке частного или юридического лица;

- фото и видеосъемки в музейной экспозиции с демонстрацией музейных предметов, с сопровождением и интервью сотрудника музея;

- оказание экскурсионных услуг;

- разработка концепций, организация и проведение выставок и мероприятий на некоммерческой основе;

- подбор документов по заданным темам в фондах музея;

- сканирование документов, фотографий из фондов музея;

- проведение научно-просветительских мероприятий (лекции, консультации, экскурсий);

- реализация образовательных программ со школьниками, а именно занятия в экспозициях и помещениях музея по археологии, истории, этнографии народов Волго-Уралья с учетом возраста слушателей. * Занятия в музее для дошкольников и школьников 1 – 4 классов (занятия в экспозициях и помещениях музея по археологии, истории, этнографии с учетом возраста слушателей и творческим заданием, адаптированы к курсу «Культура родного края»). * Занятия в музее для школьников 5 – 11 классов, студентов (занятия в экспозициях и помещениях музея по археологии, истории, этнографии с учетом возраста слушателей и творческим заданием, адаптированы к курсу «Культура родного края»)

- проведение археологических раскопок и этнографических экспедиций.

Основные достижения кафедры (за период 2010 – 2016 гг.):

Егорова О.В. защита докторской диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук (2010 г.);

Егоров Д.В. защита кандидатской диссертации (2010 г.);

Васильев В.А. защита докторской диссертации, 2012 г., доктор культурологии;

Галимова Л.Н. – защита докторской диссертации, (2013 г.).

Конференции и издание сборников и трудов:

1. Проведение Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Чувашии: этнические связи и этнокультурные параллели», посвященной 85-летию Заслуженного деятеля науки Чувашской Республики, доктора исторических наук, профессора Петра Владимировича Денисова (12 – 13 сентября 2013 г., г. Чебоксары);

2. Проведение V Всероссийской (XIII Межрегиональной) конференции историков-аграрников Среднего Поволжья «Крестьянская община в истории России», 15 – 17 мая 2014 г., г. Чебоксары (ответственные организаторы: С.Н. Кодыбайкин, Д.В. Егоров);

3. Издание сборника материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Чуваши: этнические связи и этнокультурные параллели», посвященной 85-летию со дня рождения П.В. Денисова [Чуваши: этнические связи и этнокультурные параллели. Сб. материалов Межрегион. науч.-прак. конф., посвященной 85-летию со дня рожд. П.В. Денисова (Чебоксары, 12 сентября 2013 г.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2014. 283 с.] (редакционная коллегия: Л.А. Таймасов, Н.А. Петров, М.И. Федулов, О.Г. Вязова, Д.В. Егоров).

4. Проведение чувашско-российско-украинско-белорусских культурологических проектов (д-р культурологии, профессор В.А. Васильев). Участие в проектах:

5. Студенты – историки приняли участие в реализации комплексного проекта «Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний Болгар» (ст. преподаватель – М.И. Федулов).

Наиболее значимые публикации:

Монографии:

1. О.В. Егорова «Физическое развитие ребенка и охрана здоровья детей в традиционной культуре чувашей Волго-Уралья» (2010 г.);

2. О.В. Егорова «Традиционная родильная обрядность чувашей Волго-Уралья» (2010 г.);

3. Л.А. Таймасов «История первого чувашского православного монастыря» (2011 г.).

4. Егорова О.В. Этнография детства чувашей. Казань, 2015 г. 500 с.

5. Васильев В.А. Роль художника в процессе взаимодействия культур: творческая деятельность А.А. Кокеля. Чебоксары, 2016 г. 359 с.

6. Федулов М.И. Новые археологические исследования памятников древности и средневековья Среднего Поволжья. Чебоксары, 2016. 196 с.

Учебные пособия:

1. Васильев В.А. Современная культурология: Научная школа проф. Л.М. Мосоловой: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов. Изд-во СПб. РГПУ имени А.И. Герцена, 2013.

2. Иванов В.П. История этнографии чувашского народа: учебно-теоретическое издание: Изд-во Чуваш. ун-та, 2014. 88 с.

в центральных изданиях:

1. Васильев В.А. А.А. Кокель – основоположник профессионального изобразительного искусства Чувашии. – Регионология. - г. Саранск, 2010. №1. 0,6 п.л.

2. Васильев В.А. А.А. Кокель – художник и педагог Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, г. Кострома. 2010. №2. 0,5 п.л.

3. Васильев В.А Художник как субъект взаимодействия русской и украинской культур в первой четверти XX века Вестник Томского государственного университета, г. Томск. 2010. №18. 0,8.

4. Вязова О.Г. Торговая деятельность потребительской кооперации Чувашии в 30-х гг. XX века. Вестник Томского государственного университета, г. Томск. История. 2010. №3. С. 92 – 102.

5. Васильев В.А. Известный – неизвестный Кокель. Обсерватория культуры, г. Москва. 2011. №3. С. 46 – 51.

6. Васильев В.А. А.А. Кокель в процессе взаимодействия культур. Регионология, 2012. №1. С. 281 – 287.

7. Васильев В.А. Картина А.А. Кокеля «Чайная» в контексте культурной и общественной жизни России в начале XX века. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. № 1. С. 80 – 84.

8. Вязова О.Г. Промысловая кооперация Чувашской АССР в условиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: организационные и финансовые аспекты деятельности. Вестник Российского университета кооперации, 2012. №1 (7). С. 16 – 20.

9. Егорова О.В. в соавторстве с П.В. Денисовым, К.Н. Сануковым, Г.И. Федоровым Межэтнические отношения чувашей и татар (ВАК) Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки, 2012. №2. С. 20 – 26.

10. Егорова О.В. Традиционная детская одежда чувашей (ВАК) Традиционная культура, г. Москва, 2012. №4. С. 50 – 55.

11. Федулов М.И., Иванов В.П., Денисов П.В. Особенности погребального обряда нижнеесурских могильников чувашей (ВАК) Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки, г. Чебоксары, 2012. №2. С. 103 – 107.

12. Егорова О.В. Числовая символика в родильно-крестильной обрядности чувашей. Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2013. № 4. С. 122 – 127.

13. Федулов М.И. Этнокультурные компоненты в погребальном обряде чувашей. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012. №6.Ч.3. С. 53 – 61.

14. Иванов В.П. Особенности динамики численности мордовского населения Чувашии. Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2014. №4 С. 45 – 49.

15. Кодыбайкин С.Н. Опыт организации патриотического воспитания в классическом университете (ВАК) образование в России». - Научно-педагогический журнал «Высшее образование в России, 2014. №11. С. 97 – 104.

16. Петров Н.А. в соавторстве с Д.А. Троешестовой Организация психолого-педагогического сопровождения абитуриентов (ВАК). Научно-педагогический журнал «Высшее образование в России», 2014. №11. С. 90 – 96.

17. Таймасов Л.А. Сануков К.Н. Историография истории Республики Марий Эл. Вестник Российского университета кооперации (РИНЦ), 2014. №1 (15). С. 146 – 148.

18. Таймасов Л.А., Галимова Л.Н. Историография вопроса исследования купеческого сословия в пореформенный период на примере города Симбирска. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки (ВАК), 2014. № 3. С. 28 – 35.

19. Таймасов Л.А. Сануков К.Н. Историография истории Республики Марий Эл. Вестник Российского университета кооперации, 2014. №1 (15). С. 146 – 148.

20. Петров Н. А. Организация опеки у чувашей Казанской губернии по нормам обычного права во второй половине XIX – начале XX вв. // Актуальные вопросы археологии, этнографии, истории (к 100-летию со дня рождения В.Ф. Каховского и 60-летию Чувашской археологической экспедиции): статьи Всерос. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 дек. 2016 г.) / редкол.: Н. С. Березина [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 216 – 221.

Статьи в зарубежных изданиях:

1. Васильев В.А. Творческая деятельность А.А. Кокеля как символ чувашско-российско-украинского транскультурного диалога Культурологічна думка: Щорічник наук. праць. – К.: Інститут культуро-логії Національної академії мистецтв України, 2011. №4. С. 234 – 239.

2. Васильев В.А. Российско-украинские культурные связи: дальнейшие перспективы Культурологія та соціальні комунікації: інноваційні стратегії розвитку // Матеріали міжнародної наукової конференції (22 – 23 листопада 2012 року). 2012. С. 46 – 47.

3. Васильев В.А. Значение исследований чувашской диаспоры в преподавании истории и культуры родного края VI Міжнародної науково-практичної конференції Актуальні проблеми методики навчання історії, правознавства та суспільствознавчих дисциплін, 2014. Випуск 6. 21 – 22 листопада.

4. Егорова О.В. Семейная обрядность узбеков, проживающих на территории Чувашии European Social Science Journal, 2014. Т. 3. № 9.

5. Егорова О.В., Ластухина К. Ethnic peculiarities of Turkmen students' nutrition The First International Conference on History and Political Sciences". Proceedings of the Conference (March 24, 2014). "East West" Association for Advanced Studies and Higher Edication GmbH. Vienna, 2014. С. 129 – 132.

6. Егорова О.В. The Chuvash people of Kazakhstan: dinamics of quality and reasons of migration. Mediterranean Center of Social and Educational Research, 2015. №2. С. 267-270

ГРАНТы и хоздоговорные работы:

1. К.и.н., доцент Петров Н.А. Грант РГНФ № 03-01-00611 а/в. Тема: «Община и обычное право чувашского крестьянства во второй половине XIX – начале XX вв.» (2003 – 2005), руководитель. Сумма – 180 тыс. рублей.

2. К.и.н., доцент Кодыбайкин С.Н. Грант РГНФ № 09-01-22110 a/В. «Крестьянская промышленность Чувашии в 1920 – 1929 гг., руководитель. Сумма – 70 тыс. рублей.

3. К.и.н., доцент Петров Н.А. Грант РГНФ № 10-01-22707 а/в. Тема: «Этноправосудие у чувашей во второй половине XIX – начале XX вв. (по материалам В.К. Магницкого)» (2010 – 2011), руководитель. Сумма – 120 тыс. рублей.

4. К.и.н., доцент Вязова О.Г. Грант РГНФ 09-01-22109 а/В. Тема: «Производственная и потребительская кооперация Чувашии в 1920 – 1960 гг.: социально-экономические и общественно-культурные аспекты деятельности (2010 – 2011), руководитель. Сумма – 120 тыс. рублей.

5. Д-р культурологии, профессор Васильев В.А. Грант РГНФ. Тема: «Россия и Украина: межкультурный диалог на рубеже XX – XXI вв. (на примере Чувашской Республики и Харьковской области (на 2010 – 2011 гг.), руководитель. Сумма – 120 тыс. рублей.

6. К.и.н, доцент Егоров Д.В. Грант РГНФ 11-11-21011а/В Тема: «Общинное судопроизводство в контексте обычного права чувашского этноса во второй половине XIX – начале XX века», руководитель. Сумма – 60 тыс. рублей.

7. К.и.н., доцент Егоров Д.В. Грант РГНФ № 13-11-21006 а/в. Тема: «Волостные суды в системе правосудия чувашского крестьянства: нормативная база, процессуальные особенности и регулирование правоотношений» (2013 – 2014), руководитель. Сумма – 100 тыс. рублей.

8. Д.и.н., профессор Таймасов Л.А. Грант РГНФ № 12-11-21009. Тема: «Исследование современных этноконфессиональных процессов в полиэтнических регионах России в условиях глобализации на материалах Чувашской Республики», руководитель. Сумма – 60 тыс. рублей.

9. Профессор, д-р культурологии Васильев В.А. Грант РГНФ № 14-14-2101. Тема: «Культура чувашей Западной Сибири: традиции и современность», руководитель. Сумма – 70 тыс. рублей.

10.Д.и.н, профессор Егорова О.В.: * РГНФ, 2007 – 2008, № 07-01-22102 а/в. Тема: «Этнография детства чувашского крестьянства во второй половине XIX – начале XX вв. (обычаи, обряды, традиции), руководитель. Сумма – 120 тыс. рублей. * РГНФ, 2008 – 2008, № 08-01-18043е «Традиционное и современное мировоззрение чувашей Татарстана: верования и суеверия в родильно-крестильном комплексе», руководитель. Сумма – 70 тыс. рублей. * РГНФ, 2009 – 2009, № 09-01-22700 е/в. Тема: «Общественно-семейные и календарные обряды в контексте этнокультурного взаимодействия чувашей и татар на территории Чувашской Республики в XX – XXI вв.», руководитель. Сумма – 70 тыс. рублей. * РГНФ, 2011 – 2011, 11-11-21601е/в. Тема: «Семейные и календарные обряды в контексте этнокультурного взаимодействия чувашей и марийцев на территории Чувашской Республики в XX – XXI вв., руководитель. Сумма – 70 тыс. рублей. * РГНФ: 14-11-21014 а(р) - Социокультурная адаптация народов Центральной Азии на территории Чувашской Республики 2014 – 2015, руководитель. Сумма – 120 тыс. рублей.

11.Ст. преподаватель Федулов М.И. Хозрасчетная НИР. Были проведены археологические раскопки в Ульяновской и Саратовской области. Исследованы поселения золотоордынского периода и эпохи бронзы (на 2010 – 2011 гг.). Сумма – 50 тыс. рублей.

12.Ст. преподаватель Федулов М.И. Хозрасчетная НИР по договору на создание (передачу) научно-технической продукции № 1707-13 от «07» ноября 2013 г.: «Проведение охранных археологических разведок в зоне строительства и реконструкции автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа. Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа на участке 643+000 – км 659+150, Чувашская Республика». Сумма – 50 тыс. рублей.

13. Васильев В.А. Грант ЧГУ Сценарий научно-популярного документального телефильма «Шагнувшие в бессмертие».

14. Егорова О.В. руководитель проекта (Вязова О.Г., Петров Н.А, Кодыбайкин С.Н., Федулов М.И. – исполнители). Грант РГНФ № 16-11-21602 а(е) «Семейная обрядность армян в поликультурном пространстве Чувашии».

15. Федулов М.И. НИР по хоздоговору на 2015/2016 гг. «Архивные исследования по территории Чебоксарского района Чувашской Республики в составе работ по объекту «Участок Москва – Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург» (ВСМ 2)».

Учебно-лабораторная база кафедры

В настоящее время на кафедре археологии, этнографии и региональной истории значительное внимание уделяется совершенствованию учебно-лабораторной базы образовательного процесса. Занятия проводятся в специализированных аудиториях, что позволяет приблизить учебный процесс к предстоящей профессиональной деятельности выпускников. В рамках реализации образовательного процесса на кафедре созданы археолого-этнографический музей и археологическая лаборатория, позволяющие значительно повысить эффективность учебного процесса и качества подготовки специалистов.

В состав учебно-лабораторной базы кафедры входят археологический музей (517 ауд.), этнографический музей (535 ауд.), музей истории Великой Отечественной войны (508 ауд.), археологическая лаборатория (332 ауд.). При кафедре создан методический кабинет (534 ауд.), который оснащен новинками учебно-методической литературы, аудио-видеоматериалами, архивом дипломных и др. научных работ, также имеются наглядные материалы (исторические карты, атласы, репродукции и др.), что позволяет сделать самостоятельную работу студентов комфортной и плодотворной. Для ведения самостоятельной работы студентов и аспирантов активно используются фонды музеев и методического кабинета. В процессе обучения студенты на базе специализированного аудиторного фонда, получают навыки необходимые в профессиональной деятельности.

Музейный комплекс при кафедре АЭиРИ, в составе факультета представляет собой уникальный модуль, где тесно переплетаются и параллельно решаются как учебные, так и прикладные задачи (сбор, комплектование, учет, паспортизация и др.). Музейно-коллекционный ресурс представляет собой прочную базу образовательного процесса, позволяет наглядно дополнить читаемые курсы. Археологический музей предназначен для проведения учебных занятий с использованием современных мультимедийных средств обучения, а также для проведения конференций, совещаний, круглых столов по изучаемой тематике. Кабинет оборудован мультимедийным проектором, ноутбуком с подключением к сети Интернет. Данное оборудование используется для подготовки и просмотра презентаций, видеофильмов, работы в он-лайн режиме с сайтами научных учреждений, обеспечения наглядности при проведении занятий. Возможности музея способствуют эффективному формированию и совершенствованию профессионально-коммуникативной компетенции, расширению социкультурного кругозора студентов. Музейные коллекции и экспозиция археологического, этнографического и музея истории ВОВ активно используются в учебном процессе историко-географического факультета. При создании экспозиции археологического музея использовались историко-культурный подход, и ставшая традиционной периодизация по эпохам: палеолит, неолит и бронза, ранний железный век, средневековье. Экспозиция «Эпоха палеолита» дает представление о первоначальном заселении человеком современного физического типа территории Урало-Поволжья, древнейших памятниках. Подчеркиваются специфические условия обитания, хозяйственной и культурной деятельности. Большое внимание уделено находкам эпохи верхнего палеолита. Для более подробного изучения многообразных палеолитических комплексов в учебной аудитории, в дополнение к основной экспозиции, смонтировано несколько выдвижных витрин, позволяющих на специализированных экскурсиях более углубленно знакомиться с конкретными материалами, позволяющими наглядно дополнить лекционный курс. Экспозиция «Эпоха неолита» построена по географическому принципу и раскрывает региональную специфику культуры древнего населения. Экспозиция «Эпоха бронзы» посвящена возникновению производящего хозяйства на территории Среднего Поволжья на рубеже III – II тыс. до н.э. Искусство древнего населения представлено образцами резьбы по кости, отражающими архаичные мифологические образы. История первых государственных образований Среднего Поволжья отражена в экспозиции эпохи средневековья. Здесь представлены материалы из раскопок памятников Булгарского государства. При создании этнографической экспозиции (этнографический музей) ставилась задача показать особенности материальной и духовной культуры автохтонного финно-угорского и пришлого болгаро-суварского (тюркского) населения Среднего Поволжья. Особая роль в организации пространства этнографической экспозиции отведена чувашскому орнаменту как семантическому национальному коду – подиумы (столы, витрины) с экспонатами украшены национальной вышивкой. Таким образом, комплексный характер содержаний экспозиций, а именно изучение всего спектра культур Среднего Поволжья от эпохи камня до этнографической современности дают возможность показать истоки и динамику развития культур, способствуют повышению качества читаемых дисциплин и учебного процесса в целом.

На базе кафедры функционирует поисковый клуб «Георгиевская лента», под руководством кандидата исторических наук, доцента Кодыбайкина Сергея Николаевича.

Кафедра АЭРИ имеет следующие награды: в течение ряда лет она являлась лучшей кафедрой по итогам года «Лучшая кафедра среди кафедр гуманитарного профиля» 2006, 2008, 2011 гг.

 

 
 Copyright © 2017. Историко-географический факультет - Чувашский госуниверситет. Администрирование АиД